Изменения в графике работы 4-6 ноября. Подробнее
Ярославский музей‑заповедник

Многоцветье вышитых узоров

Цветная перевить конца XVIII-XX века из собрания Ярославского музея-заповедника.

Автор: Полушкина Л. Л.

Яркая, нарядная вышивка с использованием цветных ниток привлекала внимание вышивальщиц всех времен и народов. В России цветная перевить появляется в XVIII веке, но широкое распространение получает в XIX. Ею украшали полотенца, скатерти, женскую и детскую одежду, диванные дорожки, наволочки и другие предметы. Расшитые геометрическими орнаментами, травами и цветами, конями и птицами, они делали окружающий мир цветным и радостным. На выставке «Многоцветье вышитых узоров» представлены произведения трех веков: концы полотенец XVIII — XIX столетий, изделия 1939 года учебно-показательной мастерской в селе Курба Ярославской области и искусно выполненные работы двух известных современных мастериц Е. А. Нековаль (г. Ярославль) 1960-1980-х годов и Н. С. Тихоновой (пос. Некрасовское Ярославской области) 1990-х годов. Большая часть изделий экспонируется впервые.

Для изготовления изделий вышивальщицы, как правило, использовали отбеленное полотно, вытканное из лучшего льна, которое в Ярославской губернии называли новиной. Орнаментальную или сюжетную композицию вышивали по канве, предварительно сделанной вручную путем выдергивания из ткани и нитей основы и утка. Ячейки полученной сетки перевивалинитками, поним по счету выполнялась строчевая вышивка. Эта подготовительная работа требовала усидчивости и навыка. Некоторые мастерицы занимались только подготовкой канвы.

Цветная перевить — это одна из разновидностей счетной, или как ее называют, строчевой вышивки. Очевидно, она появилась одновременно с белой строчкой. Цветными нитями (реже) вышивали узор, но чаще делали цветную обводку.

101.jpg

Конец представленного полотенца украшен геометрическим орнаментом, одним из самых распространенных в народной вышивке. Он составлен из рядов ромбов и треугольников, обвитых по контуру цветными нитями. Орнамент из ритмично повторяющихся конфигураций прямых линий относится к архаической стадии развития изобразительного искусства и встречается в культуре всех народов. На одежде орнамент изначально выполнял функцию оберега. Композиции из кругов, квадратов, треугольников, ромбов и т. п. прошли через века, их активно применяют в вышивках современные мастерицы. Декоративность данного изделия усилена двумя полосами шелковой ленты.

102.jpg 103.jpg

Классическим образцом архаичной трехчастной композиции, относящейся к древнеславянской языческой обрядовой культуре, является изображение женской фигуры со всадниками. Один из основных в русской северной вышивке, он встречается на ярославских полотенцах XIX века. На концах полотенец из коллекции музея-заповедника вышиты расположенная в центре женская фигура, держащая за тоненькие поводки двух всадников на вздыбленных конях. Женский образ Матери Берегини символизировал плодородие, дарующее новую жизнь и, следовательно, бессмертие человеческого рода. Рубаха Берегини украшена кругами и ромбом — символами солнца и засеянного поля. Особенностью композиции является изменение традиционного симметричного расположения трех фигур, заполняющих все пространство. Здесь на обоих концах полотенец у правого края добавлены, в одном случае, еще одна женская фигура, идентичная расположенной в центре, в другом случае — высокий тонкий растительный стебель. Концы обоих изделий украшены бахромой голубого цвета.

Любимым и широко распространенным образом русской народной вышивки является изображение птицы — от важной и торжественной на свадебных полотенцах до стайки маленьких птичек, сидящих на верхушках деревьев, на других изделиях. Птица символизировала небо, душу, новую жизни...

104.jpg

Самая большая и горделивая птица с пышным опереньем, из представленных на выставке, украшает конец полотенца первой половины XIX века. Подобных красавиц вышивали на свадебных полотенцах. Мастерица создала необычайно нарядную композицию со множеством деталей. Большую часть изображения занимает пышный хвост. Не забыты поднятые крылья. Лапы — крупные. Шея — высокая, голову украшают лепестковые хохолки. Слева в углу вышиты небольшая фигурка «танцующей» женщины и птица. Примечательно, что большая птица расположена слева направо. Вероятно, на втором конце находилось ее зеркальное изображение, так как в народном искусстве преобладало симметричное расположение фигур. Ощущение праздника усилено идущими по верху и по низу всей вышивки шелковыми лентами и фестончатым кружевом.

105.jpg

Нарядна и благородна по созвучию белых и цветных нитей трехрядная вышивка, дополненная шелковой лентой. Классическая симметричная композиция состоит их двух больших птиц, расположенных по сторонам Древа Жизни. Головы птиц украшены небольшими хохолками, крылья поставлены вертикально, хвосты занимают фон до краев. Второй и третьи ряды расшиты орнаментом из разного размера ромбов. Важно отметить, что в этом и ряде предыдущих изделий вышивка сочетается с полосами шелковой ткани, тесьмой и кружевом, а это является общим признаком декоративного оформления полотенец Поволжья.

106.jpg

Изображение двух птиц, идущих слева направо, выполнено упрощенно, веером «распушены» перья больших хвостов. На фоне свободно «разбросаны» небольшие, перечеркнутые крест-накрест квадраты. Навряд ли мастерица знала, что эти небольшие незаметные геометрические фигуры связаны с древней символикой чисел и событий — четыре стороны света, четыре времени года, четыре части суток и т. д. Квадрат — это знак упорядоченности, постоянства и многого другого. Нижний ряд композиции украшают стилизованные ромбы.

107.jpg

Представленный конец полотенца является шедевром искусства вышивания. Он имеет редкую особенность — отсутствие привычной тканой основы. Мастерица превратила ее в сплошную льняную канву. Композиция выстроена эффектно: средний ряд с традиционной трехчастной композицией отделен от верхнего и нижнего широкими полосами узорного ткачества. Особенно интересен верхний ряд. Как и в среднем, в центре вышито Древо Жизни, по его сторонам расположены трудно узнаваемые женские фигуры с, возможно, ветками в руках. По боковым сторонам по вертикали вышиты небольшие квадраты и прямоугольники. Завершает это яркое, праздничное произведение народного искусства легкое ажурное кружево.

108.jpg

Неширокий конец полотенца украшен птицами разного размера. Здесь мы видим характерный прием народного искусства: создание композиции из одинаковых повторяющихся фигур. Все птицы вышиты белыми нитями. В среднем ряду вереница птиц, «идет» слева направо. По их контуру выполнена, чередуясь, обводка красными и синими нитями. В верхнем ряду небольшие птички расположены попарно, напротив друг друга. В каждой паре одна из фигурок обведена по контуру синей нитью. Конец изделия декорирован вязаным кружевом.

Представленные концы полотенец XIX века, с изображениями птиц, удивляют мастерством исполнения, гармоничными цветовыми сочетаниями. Не нарушая традиционные схемы, вышивальщицы подходили к ним творчески, создавая свои композиции, расширяя мир произведений народного искусства.

Следующую группу концов полотенец украшают самые любимые и широко распространенные орнаменты из цветов, растительных побегов, трав, листьев,. Но фантазия мастериц в данном случае ограничена, во-первых, размерами изделия и, во-вторых, сложившейся симметричной схемой изображения. Тем не менее, они разнообразят вышивки взятыми из близкой им среды растительными мотивами.

109.jpg

Большая симметричная композиция расцвечена красными и зелеными нитями. В центре расположен небольшой вазон с пышным растительным побегом, ветви которого заканчиваются цветочными розетками. Это мотив пришел в русское искусство из Западной Европы. Вазоны с растительными побегами, изображали в орнаментах русских средневековых икон, в росписях народных изделий из дерева, в керамике и, как мы видим, в народной вышивке. Слева и справа от вазона поднимаются растительные побеги с частично сохранившейся перевитью красными нитями.

110.jpg

Празднична и декоративна композиция на следующем конце полотенца с выстроенными в ряд вазонами с крупными фантазийными цветами. Похожие на первый взгляд, цветы различаются между собой. Как и в предыдущем изделии, обводка по контуру выполнена красными нитями. Загадкой является помещенный вверху слева квадрат, разделенный на четыре части.

111.jpg

Свободно расположена на канве подобная по настроению вышивка. Композицию составляют стилизованный цветок, поднимающийся из небольшого вазона с идущими от него длинными стеблями с цветами и листьями.

112.jpg

Древнюю, архаичную основу имеет еще одна симметричная композиция с женщиной-деревом, пришедшая из северных вышивок. В центре вышивки представлена стилизованная женская фигура, переходящая в дерево. Ее платье сливается с его треугольным основанием. Раскинувшее широкие ветви дерево как бы сливается с женской фигурой, которой подчинены непропорционально маленькие всадники (иногда с крестовидными головами); птицы размещены на ветках и под деревом; другие фигуры, ставшие неясными, свидетельствуют о том, что узор этот, сохранив древнюю основу, прошел долгий путь развития.

Это и следующее изделие объединяют «авторские» композиции. Мастерицы, сохраняя типовую симметричную схему, свободно собирают из разных хорошо известных им элементов орнамента, новые самостоятельные произведения. В этих работах мы видим «процветшие» ромбы, композиции из квадратов, геометризированные цветы. В разных вариантах концы полотенец дополнены шелковыми лентами, широкой тканой полосой, кружевом.

113.jpg 114.jpg 115.jpg

На этом образце в центре расположено, вероятно, Древо Жизни, по сторонам — схематизированные храмовые постройки с крестами. Обратим на этот сюжет особое внимание, так как встрочевыхвышивках XIX — начала XX века изображения церквей встречаются крайне редко. Известный исследователь русской народной вышивки Г. С. Маслова писала: «В ярославской строчевой с цветной обводкой вышивке представлены церкви с пятью главками-луковицами, характерные для архитектуры Ярославского края XVII в.».

В коллекции музея находятся вышивки с сюжетом, появившимся в XVIII столетии — сцена поездки в карете. Подобные светские бытовые «картинки» в русском декоративно-прикладном искусстве начали распространяться в эпоху петровских преобразований. В них отразились изменения, произошедшие не только в городском, но и в крестьянском общественном и бытовом укладе. Вышивальщиц привлекали сюжеты из жизни привилегированных классов как некий идеал богатства и успеха. Устойчивый в народном искусстве мотив выезда, известный в росписях крестьянских деревянных изделий, преобразовался в вышивках в изображение поездки в карете. На подзорах и полотенцах он встречается как отдельный самостоятельный узор.

116.jpg

Роскошная композиция большого размера украшает конец полотенца XVIII века. Ее декоративность усиливают полосыиз узорной шелковой ткани и широкое, вязаное на коклюшках, кружева с фестонами. Несомненно, на ее сюжет оказала влияние усадебная культура: изображение дам, господ и, как в данном случае, впечатление от выезда на карете особого типа с подвеской. Не смотря на схематичность изображения, присутствуют все персонажи: господин в возке, кучер, держащий за поводья двух лошадей, лакей на запятках. Помня детали народных вышивок, мастерица заполняет свободное пространство фона восьмиконечными звездочками, вверху вышивает фигурки двух птиц, повернутых друг к другу. В нижней части она помещает между колесами маленькое стилизованное дерево, еще ниже — ряд фигурных розеток.

117.jpg

Изящно и тонко выполнена строчевая вышивка с разделкой разноцветным шелком на обеихконцах полотенца со сценой «дворянского» выезда«. По сторонам маленького возка расположены в одинаковых светских костюмахXVIII века кучер и лакей. Важно вышагивает лошадка с поднятым хвостом. Особенностью композиции является надпись, начинающаяся на одном конце полотенца, и завершающаяся на другом: «Едет графина Орлова», "Анна Олексиевна".В обеих вышивках использованы нити неярких серых и зеленоватых оттенков, что придает им особое благородство

В конце XIX века во многих губерниях России складываются вышивальные центры. На ярославской земле в окрестности большого села Курба местные женщины, по окончании полевых работ, садились за пяльцы и заправляли в них тонкое льняное полотно. Сначала они делали канвупутем выдергивания нитей, затем полученные ячейки закреплялись нитками. По полученной сетке мастерицы белыми нитками вышивали орнаментальные и сюжетные композиции. Эта технику называли счетной, строчевой или белой строчкой. Готовые изделия, а большей частью это были полотенца, вышивальщицы сдавали на продажу Л. И. Ханыковой, владелице усадьбы недалеко от Курбы в деревне Крюково, где она в 1884 году устроила вышивальную школу и мастерскую. В ней обучались крестьянские девушки и женщины из соседних деревень. Строчевую вышивку называют еще счетной, поэтому нужно было учить арифметику, уметь работать на пяльцах и, на первый взгляд, странное, но обязательное условие — иметь чистые руки, так как изделие легко пачкалось. За период с 1885 по 1908 год в школе обучились ремеслу до 300 человек. Ханыкова часто выезжала в Москву и Петербург на кустарные базары, продавала изделия в Ярославле, на Нижегородской ярмарке. Изделия курбских мастериц пользовались спросом за границей. По словам главного организатора промысла Л. И. Ханыковой, временем наивысшего подъема курбской строчевой вышивки было начало 1900-х годов. К этому времени, сохраняя традиции белой строчки, мастерицы стали активно использовать цветные нити.

После Октябрьской революции с целью сохранения существовавших российских художественных промыслов на их базе стали создавать учебно- показательные мастерские или школы. В Ярославской губернии — финифтянаяв Ростове-Ярославском, гончарня — в селе Бабурино Даниловского района, ремесленная, включая обучение иконописи, в селе Великом Гаврилов-Ямского района и другие. В Курбе организовали учебно-показательную мастерскую, где при сохранении прежнего ассортимента изделий, начали шить наволочки на диванные подушки, дорожки, салфетки и тому подобное, украшая их традиционными геометрическими и растительными орнаментами, изображениями птиц, а со временем начали шить верхнюю одежду. В 1939 году в Ярославле была организована большая выставка достижений местной промышленности. После ее закрытия в Ярославский краеведческий музей (ныне Ярославский музей- заповедник) двумя партиями поступили более тридцати изделий Курбской учебно-показательной мастерской. На нашей выставке представленыразнообразные произведения, украшенные вышивкой в технике цветной перевити по льняному полотну, некоторые — мережкой. Все они были подготовлены к выставке 1939 год.

118.jpg 119.jpg 120.jpg

121.jpg 122.jpg 123.jpg

136.jpgИзделия, расшитые белой строчкой и цветной перевитью, представленные на выставке, трудоемки в изготовлении, требуют усидчивости, терпения, поэтому они стали уступать место другим видам вышивки — крестом, гладью, ришелье. Тем большую ценность и интерес представляют работы 1960-1990-х годов ярославских мастериц, вышивающих по канве ручной работы белыми и цветными нитями. На выставке экспонируются произведения одной из лучших мастериц — Елизаветы Алексеевны Нековаль (1914-1984).За годы своей полной невзгод жизни, она освоила все известные виды вышивок и кружева, освоила фриволите, макраме, могла сшить лоскутное одеяло (пэчворк). Елизавета Нековаль родилась в 1914 г. в селе Шипиловка Рыбинского района Ярославской области. Детство, юность и счастливый брак. Муж — офицер, маленькая дочь. Все рухнуло в 1938 году. Мужа арестовали как врага народа и вскоре расстреляли. 16 декабря 1938 года ее, как члена семьи изменника Родины осудили на восемь лет исправительных работ. В 24 года Елизавета Нековаль оказалась в «Алжире» — Акмолинском лагере жен изменников Родины. Здесь ей пригодились мамины уроки вышивания и вязания. Многому ее научили такие же как она жены «изменников Родины». В 1943 г. Елизавета Алексеевна вышили гладью портрет Сталина, в рост, в военной форме генералиссимуса (находится в коллекции музея-заповедника), за что 23 октября 1943 года была освобождена. В Ярославле работала в областном Доме народного творчества методистом по изобразительному и прикладному искусству. Елизавета Алексеевна мечтала возродить забытую белую строчку с введением в узор цветных разделок. Для подготовки выставок Нековаль объездила и обошла всю область, была знакома с гончарами, ткачихами, вышивальщицами. Во времена «дефицита» доставала для них нитки, краски, глазурь для покрытия керамических изделий. Участвуя в областных и республиканских выставках, Нековаль показывала созданные ею оригинальные композиции на современную тематику. В 1984 году в Ярославском музее-заповеднике состоялась выставка ее произведений, большая часть которых впоследствии пополнила музейное собрание. Ее изделия отличаются чистотой исполнения, умело составленной цветовой гаммой. На выставке представлены, большей частью, авторские разработки мастерицы.

124.jpg

Нарядна и динамична композиция, составленная из ряда женских фигур — участниц танцевального ансамбля «Ленок». В узор вышивки введены цветные разделки по контурам фигур, частично по стилизованным стеблям льна с цветными коробочками. Развевающиеся косынки, кофты и яркие юбки чередуются по цвету.

125.jpg

Особый интерес представляет накидка на телевизор. Елизавета Нековаль была страстной болельщицей. Ее любимая хоккейная команд ЦСК в 1977 году в двадцатый раз выигралачемпионат СССР. Это событие стало сюжетом для вышивки на накидке на телевизор, по которому транслировали хоккейные матчи. Мастерица вышила не только фигуры лучших игроков команды, включая вратаря на воротах, но и их фамилии, которые тогда знала всея страна. Вышивка сделана по готовой канве цветными нитями.

126.jpg

Неоднократно, в разных техниках, Е. А. Нековаль вышивала символ города — медведя. Представленная наволочка декорирована горизонтально расположенной полосой, в центре которой расположен шагающий медведь с приподнятой лапой. Очевидно, он идет по «лесу», так как по сторонам вышиты стилизованные кусты и деревья.

Следующие три изделия выполнены с традиционными для народной вышивки композициями. Это — геометрия больших ромбов на одной салфетке, двухрядное шествие птиц — на другой, стилизованные изображения фигурок девушек среди «ветвей» деревьев на концах легкого шарфа, узорные розетки на дорожке. Глядя на них, еще раз восхищаешся профессионализмом автора, выверенности пропорций, гармонии цветовых сочетаний.

127.jpg 128.jpg

129.jpg 130.jpg

Завершают выставку произведения замечательной мастерицы Нины Сергеевной Тихоновой (1925-2017) из поселка Некрасовское. Ее можно, как бы громко это не звучало, назвать продолжателем дела Е. А. Нековаль. Они были знакомы, встречались в 60-70-е годы прошлого века. Участвовали в выставках всех уровней. Как и Нековаль, Тихонова владела всеми видами вышивки, умела вязать на спицах, крючком и даже на шпильках. В годы войны Нина Тихонова работала на трудовом фронте, затем уже Нина Сергеевна — в детском лечебном санатории «Бабайки» Ростовского района. Там шила практически все — скатерти, полотенца, шторы на окна, салфетки, штопала и перешивала детскую одежду. На детские праздники шила сарафаны, на один из них — национальные костюмы всех пятнадцати республик Советского Союза. Особенно много работы было перед Новым годом, в санатории устраивали карнавалы, и она «одевала» в сверкающи шубы и шубки Дедов Морозов, Снегурочек и в искусственные шкурки всякое зверье. Для сотрудников Тихонова организовала курсы кройки и шитья, старших девочек обучала машинописи. Нина Сергеевна была неутомимым человеком, с прекрасным чувством юмора. Можно долго перечислять многочисленные российские, региональные, областные и другие выставки и конкурсы и в которых она участвовала. ярмарки, на которых она давала мастер-классы. Ее творчество отмечено множеством грамот, тремя наградными знаками и серебряной медалью «За развитие народных промыслов и ремесел».

В 2010 году Н. С. Тихонова участвовала в выставке народного искусства «Ярославский базар», где представляла свои изделия и проводила мастер — классы.

131.jpg 132.jpg 133.jpg

В коллекции музея-заповедника находятся изделия, блестяще исполненные Н. С. Тихоновой. Технически вышитые безупречно, они расцвечены узорами из ярких цветных нитей. Сюжеты вышивок, их орнаменты восходят к старинным изделиям русских мастериц XIX — начала XX века.

134.jpg

Орнамент на концах представленного полотенца является классическим примером чередования изображения птиц с крупными стилизованными цветочными розетками.

135.jpg

Ощущение радости и полноты жизни заключено в мозаике многоцветного узорочья орнамента, украшающего салфетку. «Расцветшие» ромбы и розетки эффектно перекликаются на фоне белого настила. Талантливая вышивальщица, Н. С. Тихонова использовала хорошо известные ей приемы и признаки произведений народного искусства — трехрядный геометрический орнамент, повторяемость одного и того же элемента, характерную технику — цветную перевить и яркие цветовые сочетания.

На проводимых в последние годы в Ярославле различных областных и городских выставках произведений народных мастеров в редких случаях можно увидеть вышитые изделия, а если они представлены, то это вышивки в технике ришелье, крестом или гладью. Только собранные, сохраненные, а в случае необходимости, прошедшие реставрацию, произведения русской народной вышивки можно увидеть на музейных выставках Ярославского музея-заповедника, где находится самая большая в ярославской области коллекция русского национального костюма и вышивки.

Использованная литература

  • Кустарные промыслы (С картограммой и диаграммой) Статистический сборник по Ярославской губернии. Выпуск 14-й. Ярославль, 1904
  • Гумилевская М. Н. Строчка и вышивка. М., 1953
  • Вологодская и ярославская народная вышивка. М., 1955
  • Добрых рук мастерство. Л., 1976
  • Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.,1978
  • Основы художественного ремесла. М., 1978
  • Нековаль Е. А. Выставка произведений. Каталог. Ярославль, 1984
  • Русское народное искусство. Краткая энциклопедия. СПб., 2009