Изделия конца XVIII — первой половины XX века в технике строчевой вышивки из собрания Ярославского музея-заповедника.
Автор текста: Полушкина Л.Л.
Произведения народных мастеров всегда привлекают внимание. Они дают представление о предметах, окружавших человека в течение нескольких веков, о сохранении традиционных форм, орнаментов, технологии их изготовления. В Ярославском музее-заповеднике находится богатейшая коллекция народно-прикладного искусства. Талантливые народные умельцы использовали природные материалы — глины разных видов, многие породы дерева, лен и др. Изделия из этих материалов сделаны вручную с большим мастерством. Они изготавливались повсеместно в большом количестве, поэтому в коллекции музея представлены произведения народных мастеров разных районов ярославской земли: прялки резные столбчатые, теремковые, расписные, керамика красноглиняная и чернолощеная, расшитые орнаментом женские рубахи, столешницы (скатерти), полотенца и многое-многое другое.
К самой древней и устойчивой форме изобразительного искусства относится орнаментация тканей, связанная с зарождением ткачества в эпоху позднего неолита. Эстетическая потребность человека украшать окружающие его предметы существует несколько тысячелетий. Вышивка является одним из самых распространенных видов женского рукоделия. Традиционно орнамент выполнял не только эстетическую, но обрядовую и обережную функции. Геометрические и растительные мотивы сочетаются в узоре с изображениями птиц и зверей. Сказочные птицы с роскошными хвостами, скромные маленькие уточки, величавые лебеди, горделивые кони изображались среди цветущих кустов и деревьев.
В Ярославской губернии в XIX — первой половине XX века существовали два крупных вышивальных центра — в г. Ростове и селе Курбе Ярославского уезда.
На предлагаемой выставке рассматривается один из видов вышивки — белая строчка. Главная особенность этой вышивки — создание сюжетных или орнаментальных композиций белыми нитями по белой ткани. Для изготовления изделий в XVIII — начале XX века использовали льняное домотканое полотно. Большей частью строчевой вышивкой украшали полотенца. Для этого брали новое отбеленное полотно, которое так и называлось — новина. Ширина полотна может быть от 19 до 40 сантиметров, но большей частью 36-37 сантиметров. Основой для вышивки служила сделанная вручную на полотне сетка-канва прямоугольной формы, она как бы врезалась в ткань. Сетку получали путем выдергивания нитей. Подготовка такой основы было делом кропотливым, занимало много времени, требовало навыка и сноровки. Полученные ячейки перевивали и тем самым их закрепляли белыми нитками. Затем мастерица выбирала понравившийся или заказанный ей орнамент и, считая ячейки, делала по ним настил. Иногда этот вид вышивки называли счетным, так как орнамент вышивался по счету ячеек. Орнаментами украшали концы полотенец.
Белая строчка бытовала в основном на Русском Севере: в архангельских, вологодских землях и примыкающих к ним ярославских, тверских, костромских и других.
Из хранящейся в музее-заповеднике коллекции полотенец и других изделий, украшенных белой строчкой, представлены предметы конца XVIII — первой половины XX в. Хронологическая последовательность не соблюдается, так как сюжеты и орнаменты повторялись в течение длительного времени. Изделия расположены группами, объединенными по тематике или их назначению, например, с архаичными сюжетами или с композициями, характерными для свадебных полотенец.
Открывают выставку четыре полотенца первой половины прошлого века. Вышивка на их концах характеризует технику и орнаменты белой строчки. Композиции состоят из роз, ветвей и листьев. Вероятнее всего, они были скопированы из брошюр начала XX в. Эти небольшого размера печатные издания с образцами вышивок в разных техниках, текстов и инициалов были очень популярны, их издавали и в советское время
Пышная цветочная композиция дополнена инициалами «А В Н» и завершена тремя фестонами и мережкой. Концы полотенца украшены кружевом крупного плетения с большими ромбами и круглыми розетками.
Края полотенца украшены двумя полосами строчевой вышивки. Мастерицы такой орнамент называют «Ягодки». Ленты и ажурные кружева с чисто вывязанным геометрическим орнаментом усиливают декоративность этого произведения.
На представленном фрагменте хорошо видны две врезанные полосы легкого ажурного цветочного орнамента, при этом цельный край полотна сохранен. Это один из характерных признаков строчевой вышивки.
Концы этого полотенца украшены орнаментом из повторяющихся элементов, что является одним из приемов в народно-прикладном искусстве: ритм, повторяемость элементов орнамента. Этот прием вышивальщицы использовали в течение длительного времени, вплоть до середины прошлого века.
В коллекции полотенец музея имеется особая группа с сюжетами древнеславянской мифологии, с языческой обрядовой культурой. Они нашли воплощение в архаических трехчастных композициях, в центре которых изображена женская фигура, выступающая в разных ипостасях, или древо, которое символизировало «древо жизни», «древо плодородия». Оно олицетворяло связь миров, где крона — мир богов, ствол — мир людей, а корни — мир усопших. Женщина, Дерево, Земля служили символами плодородности, дарующими новую жизнь во всех её проявлениях и, следовательно, образом бессмертия человеческого рода. Можно сказать, что в архаической славянской трехчастной композиции заключена зашифрованная в символах матрица существования вечной жизни, упорядоченная система мироздания.
В центре композиции, заключенное в квадратную рамку из широких полос мережки и вырезов, вышито пышное стилизованное Древо жизни. Обращает на себя внимание эффектное ажурное коклюшечное кружево.
В коллекции музея находятся два отдельных концах от полотенец второй половины XIX в. На каждом вышита классическая трехчастная композиция: в центре невысокое Древо жизни, над которым «стоит», немного смещенная вправо, птица. Основное место занимают крупные фигуры драконов, выполняя охранительное значение.
Признаки древнего извода просматриваются в симметричной композиции на конце полотенца второй половины XIX в. В центре находится Древо жизни и сидящая на нем птица, по сторонам — высокие вертикальные древа и множество птиц. Не смотря на дробность, образ создан цельный и гармоничный.
Мастерица использовала рисунок, который, вероятно, многократно копировался, и утратил детали оригинала. В представленной в центре женской фигуре угадывается изображение матери-земли с поднятыми вверх руками и ветками вокруг головы. По сторонам находятся стилизованные растения, возможно, с птицами наверху. По внешнему периметру всей композиции вышито: «прощаюсь с ангелом моим с тобою тебя мне больше не видать».
Рисунки для вышивки мастерицы собирали и хранили долго, передавая их из рук в руки, ими пользовались в течение длительного времени. Неудивительно, что вплоть до 1920-х гг. в строчевой вышивке появлялись архаичные композиции. Наглядным примером являются два полотенца с упрощенными изображениями птиц и древа жизни.
Вышивальщица второго полотенца Ф. И. Пятенкова — уроженка с. Кормилицыно Ярославской губернии. Переехав в Ярославль жила в Тверицах. Полотенце она готовила на свою свадьбу.
В XVII веке в русской крестьянской вышивке появилась новая композиция — изображение двуглавого орла. Широкое распространение она получила в конце XVIII — начале XIX века.
Изображение двуглавого орла связано с необычайной популярностью официальный символики Российского государства. Его помещают на деньгах, на бумагах для официальных прошений, на верстовых столбах, на пуговицах мундиров, на больших стеклянных кубках и штофах для вина. В историческом отделе музея-заповедника экспонируется полихромный изразец XVII в. с рельефным изображением двуглавого орла в пышном оперении. Этот сюжет привился в вышивке еще и потому, что он свободно и легко наложился на древнюю архаичную схему, заменив центральное изображение женской фигуры с поднятыми или опущенными руками или Древа жизни.
Как и в других случаях, для полотенца взято длинное отбеленное домотканое полотно, его концы украшают пять рядов мережки и белой строчевой вышивки. Двуглавый орел увенчан короной. Слева и справа от него вышиты инициалы «О И». В нижних углах находятся два якоря. Возможно, владелец полотенца имел отношение к морской или речной службе, и оно было ему подарено. Край полотенца завершают фестоны, украшенные крупным стилизованным растительным орнаментом.
Композиция на конце полотенца интересна тем, что изображение орла, появившееся в Новое время, дополнена традиционными фигурами из предшествующего столетия — птиц и двух деревьев. В середине помещено крупное изображение двуглавого орла. Над его крыльями расположились малые двуглавые орлы. На кончиках орлиных лап «сидят» птица и предельно условная женская фигура. Вверху и внизу «врезаны» прямоугольники с орнаментом. К нижнему краю пришито тонкое ажурное кружево с геометрическим орнаментов из треугольников.
Свадьба — одно из главных событий в жизни человека. Это залог продолжения рода. К проведению свадебного обряда молодая девушка должна была в течение нескольких лет самостоятельно приготовить большое количество полотенец, иногда до 40 штук. Без них не обходилось ни сватовство, ни обручение. Каждое имело свое назначение. Во время венчания одно из них стлали под ноги молодоженов, другим перевязывали руки во время бракосочетания, как символ крепких брачных уз, на третье — самое яркое и праздничное, ставили каравай. Под две венчальные иконы использовали так называемы «божники» и так далее.В коллекции музея-заповедника находится уникальное свадебное полотенце.
Оно датированно концом XVIII — началом XIX в. Концы полотенца необычайно декоративны. Многорядные композиции составлены из большого размера строчевых вышивок, шелковых лент голубого и розового цвета и кружев из кремовых нитей со сканью. Сюжет вышивки — две большие птицы с высоко поднятыми крыльями, пышными хвостами и ветвистыми хохолками вплотную обращены друг к другу. Такое расположение птиц является особенностью свадебных полотенец. По верху и низу композиции «шествуют» идущие вправо фигурки птиц.
Изображение птиц на следующем полотенце почти идентично предыдущему.
Отличительной особенностью этого предмета является разделение композиции на две части: на каждом конце вышита птица-пава с «расцветшим» хохолком на голове. Над ней, вверху выполнена самостоятельная трехчастная композиция — Древо жизни и по сторонам две изящные птицы с распушенными хвостами и небольшими хохолками. Прозрачность тонко выполненной белой строчки, высокое мастерство исполнения, изображения «птиц счастья» свидетельствуют, что оно также могло быть свадебным.
Полотенце принадлежало А. М. Дундиной, проживавшей в Ярославской губернии. Оно имеет точную дату, что встречается не часто — 28 мая 1898 г. С уверенностью можно сказать, что в этот день состоялась свадьба. Изображение наполнено свадебной символикой. В верхнем правом углу на ветке вышит голубь, означающий прочный союз. Ниже расположена повернутая к голубю, горделивая птица — пава с пышным хвостом и хохолком на голове. Между ними виноград, как пожелание плодородия и богатства.
Голуби как символ верной семейной жизни изображались в разных вариантах. На представленном полотенце они расположены по сторонам инициала «А».
В центре трехчастной композиции изображен вазон с пышным стилизованным цветком. По сторонам, на ветках расположены два попугая с высоко поднятыми крыльями. Эти экзотические птицы «прилетели» в русское прикладное искусство в XVII столетии. Впервые их изображение появляется в сольвычегодских эмалях, позднее они переместились на произведения народного искусства.
Сюжет этого полотенца удивляет не увиденными ранее изображениями голубей, любовно глядящих друг на друга, но изображением двух кошек с поднятыми лапами. Сведения о происхождении полотенца не сохранились, поэтому можно только предположить, что мастерица вышила свою любимицу.
Это полотенце отличают большого размера вышивки на его концах. Центральную часть композиций занимают изображения кошек. Как и в предыдущем полотенце, она сидит на подставке, так же расположен их длинный хвост. Вероятно, оба полотенца вышиты одной мастерицей. В верхней части композиции расположены стоящие друг против друга петухи, символизирующие трудолюбие и богатство, здоровье и счастье. Завершают это узорочье фестонированные концы с повторяющимися розетками.
Это и два предыдущих полотенца, вероятно, были сделаны одной мастерицей. Их объединяют высокий уровень искусства вышивания, сложность самостоятельно разработанных композиций, введение нового персонажа — кота, не встречающегося в других изделиях. В двух последних имеется вышивка крестом красными и черными нитками. Это полотенце завершают узорное кружево и фестоны — полусолнца.
На конце свадебного полотенца в центре композиции шествуют лебеди с высоко поднятыми крыльями и выгнутыми шеями. Лебедь — это символ любви, верности и счастья, его вышивали на полотенцах во многих странах.
Скромное, по сравнению с другими, полотенце с голубями было вышито до свадьбы уроженкой деревни Конец Торнокского района Вологодской области А. Б. Бугаевой (1885-1962).
Еще одним из благожелательных символов на свадебных полотенцах было изображения уток. Спокойные важные птицы олицетворяли согласие, любовь и мир в доме.
Свадебные полотенца в течение XVIII— XX вв., в советский период были семейным оберегом, их передавали по наследству. Они были очень длинными — до 350 см. Когда—то их вешали в красном углу на икону, на парные фотографические портреты мужа и жены, реже — над зеркалом. Обычай дарить на свадьбу длинное полотенце с узорными концами сохранялся до середины прошлого века.
Особой частью музейной коллекции и выставки являются строчевые изделия одного из крупных центров вышивки на ярославской земле, находившегося на территории бывшего Ярославского уезда (ныне Ярославского района) рядом с селом Курбой и прилегающих деревнях. По названию села вышивка получила название «курбской». Сведения о ней имеются в книге «Кустарные промыслы. Статистический сборник по Ярославской губернии за 1904 г.» и в других публикациях по местным кустарным промыслам.
Центр строчевой вышивки сформировался во второй половине XIX века. Возможно, он существовал ранее, но расцвет этого художественного промысла пришелся на последнюю четверть XIX—начало XX в. и тесно связано с именем помещицы Л. И. Ханыковой. Она происходила из старинного дворянского рода Ханыковых, который ведет свое начало «от мужа честна, именем Салахмир». В 1371 г. он прибыл из Золотой Орды к великому князю Олегу Рязанскому, принял крещение с именем Иван, женился на Анастасии — родной сестре Олега. Правнука князя Тимофея Константиновича называли Ханык, поэтому потомков называли Ханыковыми. С XVI в. они занимали важные посты воевод, стольников. Представители этого обширного княжеского рода проживали в Новгородской, Ярославской, Нижегородской, Екатеринославской, Калужской, Орловской, Тамбовской губерниях.
Одной из них являлась Л. И. Ханыкова, владелица усадьбы в деревне Крюково под Курбой. В 1884 г. она устроила вышивальную школу, в которой обучались строчевой вышивке крестьянские девушки и женщины из соседних деревень. Учиться начинали с 9-10 лет. В 1898 г. при вышивальной мастерской жили 6 учениц и 7 мастериц. 93 ученицы, 43 мастерицы и 35 швей были приходящими. Рабочий сезон обычно продолжался в осенне-зимний период до начала полевых занятий. Работа была сдельной, умелые вышивальщицы за этот период получали до 30 рублей или 30 рублей 75 копеек. Это был небольшой заработок, учитывая, что они работали с небольшими перерывами по 10 часов в день. Вышивальщицы должны были знать арифметику, чтобы считать ячейки, уметь работать на пяльцах и обязательное условие — иметь чистые руки, так как изделие легко пачкалось. Благодаря школе, в период с 1885 по 1908 гг. обучились ремеслу до 300 человек.
Л. И. Ханыкова была умелым организатором. В 1892 г. ей удалось получить из министерства земледелия ежегодную субсидию в 1000 руб. на расширение своей деятельности.
Многие из выпускников школы в дальнейшем работали у себя на дому. Ханыкова закупала у местных крестьянок простое льняное полотно, тонкую новину привозила из Ярославля. Полотна, а иногда с готовой канвой, нитки и рисунки на бумаге выдавались мастерицам для работы. Новые рисованные орнаменты поступали из Москвы. У Ханыковой были две помощницы — О. Ф. Комарова и крестьянка из Курбы. Е. Ф. Горендова. В их обязанности входили раскройка полотна, раздача его в работу, прием изделий и придание им товарного вида — промывка, глажение, подшивка, крепление ярлычков. Находясь на содержании, они получали от 12 до 25 рублей в месяц.
Легкие, тонкие полотенца, салфетки, комплекты постельного белья и другие изделия с курбской филейной вышивкой пользовались большим спросом. С 1880-х гг. Л. И. Ханыкова часто выезжала в Москву и Петербург на кустарные базары, продавала изделия в Ярославле, на Нижегородской ярмарке. В течение года от их реализации поступало более 2.600 рублей.
Лучшие, белоснежные изделия курбских мастериц — настоящие произведения русского вышивального искусства она вывозила в Париж на выставки, где получала серебряные медали. Временем наивысшего подъема белой строчки был 1902 г. После революции для сохранения российских художественно-ремесленных центров на их базе начали создавать кустарные мастерские, учебно-показательные школы. Подобная школа создается в Курбе. К этому времени относится небольшого размера прошва с изображением семи стилизованных женских фигур.
Очевидно, образцом для композиции послужила старинная вышивка XIX века. Одинаковые фигуры, расположенные в ряд, встречаются в сюжетах и орнаментах архаичного типа. Принцип последовательного повторения отдельных элементов известен в прикладном искусстве разных стран с древнейших времен.
К лучшим образцам курбской белой строчевой вышивки начала XX столетия относится нарядный подзор для убранства кровати. Он происходит из дома богатых курбских купцов Кокиных. В музей подзор поступил в апреле 2022 г. и украсил коллекцию белой строчки.
Мастерица создала сложную композицию по всей длине подзора. В углах она, вышивая на пяльцах, подготовила треугольную канву и расшила ее цветочным орнаментом. Пышной вышивкой украшены угловые фестончатые края подзора.
Курбский строчевышивальный промысел в 1930 г. был преобразован в артель «Восход». Мастерицы большей частью шили комплекты постельного белья, украшая их вышивкой. В послевоенный период в результате различных преобразований артель, как цех вошла в производственно-швейное объединения «Ярославль». В 1995 г. цех был закрыт, но вышивальщицы, имея большой опыт и навыки, выполняли индивидуальные заказы. Как и в прежние времена, они покрывали узорной белой строчкой свадебные полотенца.
Завершают выставку три заготовки парных концов для полотенец 1950-х гг. Они бытовали в Ярославле. В заготовках сохранены все характерные признаки белой строчевой вышивки. На льняной ткани подготовлена канва, расшитая цветами, стилизованным растительным орнаментом и вихревыми розетками.
В настоящее время искусство сторчевой вышивки не существует. Произведения курбских мастериц сохранились в семьях, но только музейное собрание, представленное на выставке «Белая строчка» позволяет познакомиться с произведениями ярославских вышивальщиц.
Выставка является премьерным показом коллекции белой строчевой вышивки из собрания Ярославского музея-заповедника.
Автор выставки выражает благодарность за предоставленные сведения о курбской строчевой вышивке:
Галине Александровне Яркушиной — директору МУ Курбской средней школы
Елене Николаевне Беловой — бывшему преподавателю и руководителю школьного музея
Наталье Викторовне Копыловой — главному хранителю Некрасовского краеведческого музея
Использованная литература
Кустарные промыслы (С картограммой и диаграммой)
Статистический сборник по Ярославской губернии. Выпуск 14-й. Ярославль. Типолитография губернской земской управы. 1904 г.
Голосов А. Н. Кустарно-ремесленная промышленность Ярославской губернии. Отдельный оттиск. Б., м.[1927]
Маслова Г. С. Русские народные вышивки как историко-этнографический источник. М., 1978
Богуславская И. Я. Русская народная вышивка. М., 1972
Ярославский край в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза Ефрона. Под ред. доктора исторических наук А. М. Селиванова. Ярославль, 1996
Федотов В. Г. Промыслы Ярославской губернии. Ярославль, 2003
Строкина Н. М., Валькевич С. И. Ярославская строчевая вышивка // Международный студенческий научный вестник. — 2016. — № 4-5.