Ярославский музей‑заповедник

Ярославский музей-заповедник примет участие в выставочном проекте «Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII-XIX веков» в Санкт-Петербурге

02.12.2022

«Ярославское купечество отправляется покорять берега Невы»: шесть портретов из собрания Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника примут участие в масштабном выставочном проекте «Зерцало. Русский провинциальный портрет XVIII-XIX веков» в Санкт-Петербурге.

Выставка проходит в Центральном выставочном зале «Манеж». Кроме Ярославского музея-заповедника в проекте принимают участие шестнадцать известнейших музеев России: Государственная Третьяковская галерея, музеи-заповедники из Углича, Рыбинска, Переславля-Залесского, «Ростовский Кремль» и «Царское село», Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, музеи Екатеринбурга, Перми, Смоленска, другие учреждения культуры. 

По словам куратора проекта, заместителя директора по выставочной работе ЦВЗ «Манеж» Светланы Зениной, выставка, посвященная истории русского провинциального портрета XVIII-XIX веков, помимо исследования этого яркого явления в отечественном изобразительном искусстве, также предлагает по-новому взглянуть на нравы и традиции, сложившиеся в русской провинциальной культуре.

Об уникальности и ценности провинциального портрета впервые заговорил известный российский реставратор, историк искусства Савва Васильевич Ямщиков. Он первым оценил феномен ярославского провинциального портрета, заново открыл имена таких забытых художников, как Ефим Честняков, Григорий Островский, Николай Мыльников.

Истоки провинциального портрета восходят к середине XVII века, когда иконопись начинает уступать место зарождающемуся светскому искусству. В живописи появляется новая форма изображения человека — «парсуна» (от слова «персона»). В начале XIX века практически в каждом городе появляется свой художник, едва ли не в каждом зажиточном доме складывается портретная хроника семьи. Купцы, небогатые дворяне, представители духовенства обращаются к местному портретисту, своего рода ремесленнику, который старательно воплощает их представление о себе. 

— Провинциальный портрет — это не только и не столько выдающееся явление искусства, сколько явление культуры и жизни того времени, что позволяет нам «написать» портрет русского общества настоящей глубинной России XVIII-XIX веков, — считает заместитель директора по научной работе Ярославского музея-заповедника Светлана Блажевская.

Ярославский музей-заповедник хранит обширную коллекцию провинциальных портретов. В первую очередь это галерея почетных горожан-благотворителей из Дома призрения ближнего работы художника Дмитрия Коренева, что является украшением постоянной музейной экспозиции. В Санкт-Петербург отправятся групповой «Портрет купеческой семьи», исполненный неизвестным художником, портрет ярославской купчихи работы классика провинциального купеческого портрета Николая Мыльникова, а также другие портреты представителей ярославского купечества.

Гостить на берегах Невы ярославское купечество будет до окончания новогодних праздников.