Дни Ярославского наследия, которые традиционно в октябре проводит Ярославский музей-заповедник, неизменно собирают очень вдумчивую, заинтересованную, неслучайную аудиторию. Это побуждает организаторов, сотрудников музея, тщательно работать над афишей предлагаемых событий. На сей раз в программе были исключительные предложения.
Открыла проект «Дней Ярославского наследия» авторская прогулка заведующей Мемориальным домом-музеем Л. В. Собинова Аллы Васильевны Аносовской «Музыкальный Ярославль». Алла Васильевна — такой замечательный рассказчик, что, даже если слушаешь ее в сотый раз, всегда узнаешь что-то новое, удивительное, и, конечно, попадаешь под магию ее ораторского искусства. Вчера рассказчик мастерски перекинула мостик от «Слова о полку Игореве», список которого был обнаружен в бывшем Спасском монастыре, к опере Бородина «Князь Игорь», и, конечно, золотой триаде Большого театра — Собинову, Неждановой, Шаляпину. У здания недавно отреставрированной Ризницы разговор зашел об ансамбле «Барокко» — именно в музейной библиотеке, которая хранит редчайшие музыкальные клавиры, маэстро Попков обнаружил малоизвестные ноты, которые легли в основу Первой Ярославской симфонии до мажор. За полтора часа прогулки с Аллой Аносовской участники авторской экскурсии «Музыкальный Ярославль» услышали великие имена музыкантов и певцов, чьи судьбы оказались связаны с Ярославлем, трогательные истории и подробности частной жизни, когда через одно рукопожатие ты становишься чуть ли не свидетелем Большой Истории. Завершилась авторская прогулка экскурсией по Мемориальному дому-музею Л. В. Собинова.
Большой интерес вызвал предложенный сотрудниками Ярославского музея-заповедника разговор о реставрации памятников архитектуры бывшего Спасского монастыря Звонницы и Ризницы, и обсуждения актуальных проблем реставрации с приглашенными известными специалистами-реставраторами. Чтобы разговор был предметным, круглому столу предшествовала увлекательная прогулка-экскурсия по территории бывшего Спасо-Преображенского монастыря с архитектором-реставратором высшей категории, руководителем научного комитета по анализу и реставрации архитектурных объектов ИКОМОС России Вячеславом Иосифович Сафроновым. Вячеслав Иосифович рассказал о том, как возводилась звонница в течение трех веков, как в ходе реставрационных работ были выявлены следы первоначальных замыслов строителей и зодчих XVI-XIX веков, что в приоритете в работе реставраторов.
— Мы всегда стараемся максимально сохранить подлинный материал на памятнике архитектуры, и лишь докомплектовывать утраты материалом, максимально приближенным к оригиналу, — рассказал Вячеслав Сафронов.
У вновь отреставрированного здания Ризницы речь шла не только о новом ярком цветовом решении здания — оно теперь эффектно охристого цвета, исторические фрагменты которого были обнаружены в ходе снятия поздних слоев штукатурки, но и о санировании всей кладки здания, к которой пришлось прибегнуть специалистам.
Разговор о тонкостях и сложностях реставрационной работы на объектах культурного наследия продолжился за круглым столом. Большая заинтересованная аудитория собралась в зале «Классика», бывшем храме Ярославских чудотворцев, построенном архитектором Петром Паньковым на месте храма XVII века. Именно с этого начал свой монолог Вячеслав Сафронов. Разговор о реставрации с точки зрения инженерных работ подхватил кандидат технических наук, доцент Ярославского государственного технического университета Денис Сергеевич Дехтерев. Еще одним спикером круглого стола «Реставрация памятников архитектуры. Проблемы и решения. Взгляд профессионала», модератором которого выступила специалист по обеспечению сохранности объектов культурного наследия Елена Федорычева, стала искусствовед, заслуженный работник культуры, Лауреат премии им. А. И. Комеча Татьяна Львовна Васильева. Нам есть чем гордиться, сказала Татьяна Львовна, ведь Ярославль — самый богатый по сохранности интерьеров и росписи храмов город России. И вновь в ее выступлении звучит постоянный акцент на важности проведения именно научной реставрации. Кстати, именно об этом, предваряя выступления специалистов, сказала в приветственном слове и директор Ярославского музея-заповедника Наталья Васильевна Левицкая:
— Мы часто слышим от несведущих посетителей музея упреки в том, что наши памятники нуждаются в ремонте. Нам говорят: что вам стоит взять ведро краски и краскопульт и привести здание в порядок? Именно поэтому мы пригласили к разговору профессионалов высочайшего уровня, которые расскажут нам о том, чем лечение памятников архитектуры отличается от бытового ремонта.
Заинтересованный разговор затянулся надолго, чуть ли не в два раза превысив запланированный регламент. Это значит, что в Ярославле много по-настоящему заинтересованных людей в бережном, грамотном и профессиональном сохранении памятников архитектуры, и есть интерес к таким разговорам с профессионалами своего дела.
Еще одним сенсационным событием «Дней Ярославского наследия», вызвавшим ажиотаж среди заинтересованной аудитории, стала экскурсия в храм Печерской Богоматери, располагающийся под звонницей. Экскурсию провела заместитель директора по научной работе музея-заповедника Светлана Евгеньевна Блажевская. Этот храм — «иже под колокола», как было обозначено в XVI веке, давно закрыт для экспонирования в свете необходимости здесь серьезной реставрации. Сюда не водят экскурсии, и «Дни Ярославского наследия» — редчайший случай, когда невозможное стало возможным. Целый час длился неспешный обстоятельный рассказ Светланы Блажевской об истории, бытовании, серьезных перестройках и прославлении этого храма. Во время экскурсии стояла абсолютная тишина, что не просто, учитывая, что слушателей было более трех десятков. Каждый из участников сделал свое личное открытие, «обнаружив» копию с «Тайной вечери» Леонардо да Винчи в алтаре храма. Большой интерес вызвал и реставрационный новодел утраченной фрески с изображением Печерской Богоматери.
Эстафетную палочку событий подхватила методист музея София Дмитриевна Тренина. Она провела для желающих интерактивное занятие «Загадки архитектуры». Экскурсия-игра прошла по территории бывшего Спасского монастыря, и гостям пришлось разбираться в тонкостях архитектуры, самостоятельно знакомиться с терминами, дорисовывать утраты на рисунках или, напротив, находить лишние элементы на картинках. Три ярославны Наталья, София и Юлия часто бывают в музее на разных мероприятиях, но и им, взрослым людям, далеко не все задания показались легкими, хотя возрастной ценз для участников события был обозначен 6+. Победителями в этой игре стали все, ведь новые знания, полученные самостоятельно, останутся в памяти надолго.
Завершающим событием второго дня проекта стала авторская экскурсия старшего научного сотрудника Алексея Зубатенко «Небесный покровитель Ярославля — князь Федор Черный». Она началась на постоянной экспозиции «Иконы Ярославля», где гости познакомились с житийной и летописной версией жизни ярославских князей-чудотворцев. Версии эти, как оказалось, сильно отличаются. И только опытный проводник в мир средневековья Алексей Зубатенко провел слушателей уверенным курсом, не позволив запутаться в многочисленных подробностях. Вторым местом для участников экскурсии стал самый древний храм города Ярославля — Спасо-Преображенский собор, который был специально открыт для слушателей этой истории. Они же стали и последними в этом сезоне посетителями музейной выставки, одноименной экскурсии, которая располагается в галерее храма. Выставка рассказывает об истории почитания ярославских чудотворцев Федора Черного и его сыновей Давида и Константина.
В этот же день с большим успехом прошла авторская экскурсия Елены Федорычевой в храме Иоанна Предтечи, который является одной из жемчужин архитектурной коллекции Ярославского музея-заповедника.