16 августа в Ярославле сразу несколькими яркими событиями на разных концертных площадках начался XXXII фестиваль искусств «Преображение». За более чем три десятилетия своей истории фестиваль стал яркой страницей в культурной жизни нашего региона и страны, и каждый раз организаторам (Ярославский музей-заповедник, Ярославская государственная филармония при поддержке Министерства культуры Правительства Ярославского области) удается удивить чем-то особенным.
Первой ласточкой фестивальной программы стал большой колокольный концерт в Ярославском музее-заповеднике. Это неудивительно: ведь именно выступления ведущих звонарей из самых разных городов России являются визитной карточкой и неизменной составляющей всех фестивалей «Преображение».
Открыл концерт куратор колокольной программы фестиваля Владимир Дегтярев. Он — старший звонарь Ярославской епархии, директор и преподаватель Ярославской школы звонарного искусства. В первый день «Преображения» свое искусство показывали преподаватели и выпускники ярославской школы звонарей разных лет. Школа в столице Золотого кольца существует с 2005 года, за это время она подготовила более ста квалифицированных звонарей, которые сегодня служат не только в разных храмах Ярославской области, но и в Казани, Нижнем Новгороде, Донецкой республике, на Валааме.
— Задача нашей школы — готовить звонарей для храмов, — говорит Владимир Дегтярев.
То на большую звонницу, то на малую, надвратную, которую звонари ласково называют «Малышка», поднимались звонари, и прикосновение рук каждого из них рождало в колокольных инструментах удивительно разные звоны. Федор Васильков, выпускник 2019 года, служит в Троицком храме в селе Пахма, и звон, который он показал, так и назывался — Троице-Пахминский. Константин Рыбин представил Ростовский будничный и Богородичный звоны. Не только традиционные, но и авторские звоны звучали в программе первого колокольного концерта. Так, Григорий Зарайский учится колокольному звону с 10 лет, юноша не раз становился лауреатом профильных музыкальных конкурсов и фестивалей. Его композиция называлась философски — «Конец — это начало», и, по сути своей, исполненный им звон очень соответствовал теме преображения, перевоплощения, бесконечного цикла жизни.
Вечернюю программу музейной фестивальной афиши «Преображения» продолжил концерт мужского хора «Древнерусский распев». Художественный руководитель — Анатолий Гринденко, лауреат международных конкурсов, солист Московской Государственной филармонии. Хор был создан в 1983 году в Троице-Сергиевой лавре, но и до этого Анатолий Гринденко, всемирно известный музыкант-аутентист, кропотливо исследовал средневековую музыку, по крупицам восстанавливал историческую певческую культуру Руси. Сегодня «Древнерусский распев» — один из известнейших музыкальных коллективов нашей страны, исполняющий аутентичную музыку.
По словам Анатолий Гринденко, православный храм — это сам по себе музыкальный инструмент. Храм Ильи Пророка в данном контексте выступает в роли камертона певческого исполнения древнерусской музыки. Великолепная акустика храма, подлинные фрески XVII века, церковное пение, переплетенные воедино слово, звук и образ, становятся по мнению Марии Красовицкой, автора трудов по литургике, своеобразной «звучащей иконой, прекрасным человеческим приношением Богу-Слову, которому мы желали бы служить».
В концертной программе прозвучали песнопения Русской Православной Церкви, знаменные и многоголосые образцы XVI-XVII веков.
Нам повезло, что в XVII веке были крюковые рукописи, рассказал Анатолий Гринденко. Крюковым или знаменным называется совершенно особое письмо, существовавшее еще в XI-XII веках, которое помогает музыкантам реконструировать звучание допетровской музыки. В этот вечер более ста зрителей, которым посчастливилось попасть на концерт хора «Древнерусский распев» в храм Ильи Пророка, перенеслись на несколько веков назад, и, возможно, услышали именно те подлинные песнопения, которые могли здесь звучать во времена храмоздателей купцов Скрипиных.