Ярославский музей‑заповедник

XXX фестиваль искусств «Преображение». День третий

22.08.2022

Каждый год в рамках фестиваля искусств «Преображение» появляется на территории музея-заповедника чудесный город Яблокославль. Его жителями на несколько часов может стать каждый посетитель, от 3 и до 100 лет, главное, чтобы ребенок в душе был готов к совместной радости, творчеству и открытиям.

В этом году в гости к яблокославцам пожаловал театр кукол «Волшебная шляпа». Это творческий дуэт художников Дмитрия и Марии Орловых из города Королев Московской области. По словам артистов, их вдохновляет идея уличного кукольного театра, они сами создают кукол и выступают с ними. В представлении «Волшебной шляпы» (а это отдельные номера, в каждом из которых «работали» разные куклы) с удовольствием приняли участие и зрители: когда куклы-гимнасты закончили свои ловкие пируэты на натянутой проволоке, то легко соскользнули... на радостно подставленные крошечные ладошки детворы. И это было очень трогательно.

Без очень умелых детских ручек не обошелся и мастер-класс по росписи пряников от мастерской «Пряничный домик». Как здорово: сам для себя изготовил сувенир — расписал сладкой глазурью пряничный колокольчик или яблоко, и сам тут же съел. Зато «готовый продукт» после мастер-класса, организованного Даниловским музеем имени Шарапова и Даниловской картинной галереей, сохранится надолго. Это может быть картинка на бумаге или ткани, нарядная салфетка или практичная сумка-шоппер. Объединяет их сюжетные рисунки или затейливые орнаменты, которыми некогда даниловские мастера украшали прялки. Организаторы мастер-класса и старинные музейные прялки с собой привезли, и викторину с заковыристыми вопросами-загадками все про те же прялки подготовили, и орнаменты с тех прялок на штампы перенесли. Остается только нанести краску на свой вкус, и штамповать все подряд.

Пока яблокославцы развлекались и проходили яблочные квесты, в зале «Классика» состоялась встреча с ;создателем и президентом Московского государственного академического камерного хора Владимиром Мининым. Ведущим встречи стал Ярослав Тимофеев, музыкант и критик, главный редактор журнала «Музыкальная академия». В этом году Минин-хор отмечает полувековой юбилей, однако сквозь пять десятилетий жизни коллектив бережно пронес главное — интонацию, интонируемый смысл исполняемого произведения, чему Владимир Николаевич придает первостепенное значение. На встрече тепло и откровенно поговорили о преимуществах камерного хора перед большим, о специфике исполнения духовной музыки, о компромиссах, на которые вынужден идти руководитель, чтобы сохранить свое детище.

Общий низкий уровень культуры, и то место, которое сегодня занимает культура в государственном табели о рангах — «на последнем месте!», больно ранит музыканта. «Экономика государства зависит от духовной и нравственной культуры населения», — процитировал он слова академика Дмитрия Лихачева, полностью разделяя это мнение.

Конечно, разговор не мог не коснуться и «Перезвонов» Валерия Гаврилина, грандиозного хорового произведения, исполнением которого воскресным вечером и завершился фестиваль «Преображение».

Композитор Валерий Гаврилин, вдохновленный творчеством Василия Шукшина, создавал свои «Перезвоны» в течение 15 лет. Жанр произведения определен как симфония-действо. В 1982 году Гаврилин показал свои «Перезвоны» руководителю Московского камерного хора Владимиру Минину. Владимир Николаевич воскликнул:

Двух мнений не было. Это произведение для нас! Для меня это произведение в первую очередь привлекательно тем, что оно не «дважды два четыре».

Перед исполнителем оно ставит сверхзадачу — добиться, чтобы, уходя из зала, человек задумался: что же для него в жизни самое главное, самое важное? Где тот «берег», к которому он стремится? А может быть, он не заметил его и уже утратил?» Премьера симфонии-действа состоялась в Ленинграде, успех был невероятный. С особой теплотой Владимир Николаевич по памяти процитировал наивную записку от восторженного зрителя с галерки: «России нужны ваши колоколЫ, как но-шпа с валидолом»:

— Это было сказано так непосредственно и искренне, что запомнилось на столько лет.

В Ярославле симфония-действо «Перезвоны» впервые прозвучала в сопровождении колоколов. Свои места у колокольного инструмента Большой звонницы заняли звонари Ярослав Тимофеев (Москва) и Марат Капранов (Санкт Петербург). К дирижерскому пульту вышел художественный руководитель и главный дирижер Тимофей Гольберг. «Солнечным сплетением хоровой музыки и колокольных звонов» назвал гаврилинские «Перезвоны» Ярослав Тимофеев, «абсолютным шедевром, который никогда не уйдет из репертуара». По словам музыканта, в этой симфонии сосредоточено все представление человека о жизни и смерти человека, и оно пронизано подлинным патриотизмом, тем чувством, которое может родиться только в глубине души каждого человека.

— Для Валерия Гаврилина ключевыми словами были Красота, Совесть и Надежда. Мне кажется, что нашей стране сейчас очень нужны эти слова, — заметил музыкант.

Зрители восторженно приняли «Перезвоны». Оглушительная тишине, в которой растворился последний звук, буквально взорвалась аплодисментами и криками «браво!».

С словами благодарности к музыкантам от имени всех зрителей обратился заместитель председателя Правительства Ярославской области Максим Авдеев, вспомнив в своем выступлении известный роман Хэмингуэя «По ком звонит колокол»:

— Сегодня этот колокол звонил и по нам, напоминая о тех незримых связях, что протянуты между прошлым и настоящим. Для нас сегодня звучал колокол, приглашая к диалогу с самим собой о совести и о промысле Божьем. Низкий вам поклон за такой подарок!

Финальную точку в программе XXX фестиваля искусств «Преображение» поставил фейерверк, расцветивший темное августовское небо яркими всполохами красок.