Ярославский музей‑заповедник

XXVIII фестиваль искусств «Преображение». Дневник фестиваля. День второй

21.08.2020

В дневной программе второго дня фестиваля «Преображение» доминировали колокольные концерты. Ежедневно проходит по два колокольных концерта, звучит и Большая звонница бывшего Спасского монастыря, и Малая надвратная колокольня. В концертах участвуют звонари из Ярославля, Иваново, Костромы, Вологды, Москвы и Санкт-Петербурга. Колокольные концерты — это практически подарок организаторов фестиваля горожанам и гостям города, потому что послушать их можно, просто приобретя входной билет на территорию Ярославского музея-заповедника. Многие пользуются этой возможностью, и недостатка в зрителях на колокольных концертах нет.

Ведет колокольные концерты руководитель Ярославской школы колокольных звонов Владимир Дегтярев. Он не только представляет участников, но и знакомит слушателей с историей колокольного искусства в России. Вчерашний день был посвящен Ростовским звонам.

Звонари Ростова Великого демонстрировали свое искусство последнему русскому императору Николаю II, их искусство произвело на государя большое впечатление. В советское время, в 1928 году, ростовская звонница замолчала, но сами звоны счастливо сохранились благодаря трудам протоиерея Аристарха Израилева, который записал звоны нотами. Традиции Ростовского звона бережно хранят современные мастера: ансамбль звонарей Ростова Великого в составе Валерия Татауровского, Александра Герасимова и Сергея Мальцева — лауреаты Всероссийского конкурса звонарей, их искусство записано на граммпластинки.

Каких только звонов, оказывается, нет! Егорьевский, Богоявленский, Ионафановский, Георгиевский, Праздничный трезвон... А как хорош оказался Калязинский звон! Очень мелодичный, с богатым ритмичным рисунком.

В рамках фестиваля «Преображение» состоялась презентация Ярославской школы колокольных звонов. В этом году школе исполнилось уже 15 лет, за эти годы в ней прошли обучение более 100 учеников. Руководитель школы Владимир Дегтярев знает про каждого выпускника, кто в каком храме звонит. Он рассказал, что на курс набирают только десять человек, зато и преподавателей почти столько же! Немало и обязательных предметов в расписании — это и компонология (наука о колоколах), и литургика, и церковное пение, и знакомство с устройством и оборудованием колоколен, и многое другое.

— Ярославская школа колокольных звонов была создана по благославлению владыки Кирилла, сейчас мы находимся при Кирилло-Афанасьевском мужском монастыре, — рассказал руководитель школы Владимир Дегтярев. — Интерес к колокольным звонам большой, приходят и тринадцатилетние подростки, и взрослые, состоявшиеся в своих профессиях люди. В основе нашего обучения лежит уважение традиций русской православной музыки и традиций церковных колокольных звонов.

Вечером состоялся концерт оркестра старинной музыки Pratum Integrum (Москва) под управлением Павла Сербина (виолончель). Pratum Integrum — оркестр, играющий музыку эпохи барокко и классицизма на исторических инструментах. Название оркестра в переводе с латыни означает «некошеный луг»: имеется в виду обширный репертуар XVII–XIX веков, в котором до сих пор еще много неизвестных, но редких по красоте сочинений. Оркестр был основан в Москве в 2003 году при поддержке компании Essential Music и вскоре обрел репутацию крайне необычного, яркого и высокопрофессионального коллектива. Pratum Integrum выступает в различных залах Москвы, гастролирует по России и за рубежом. Сотрудничает с крупнейшими европейскими музыкантами, признанными мастерами в области исторического исполнительства.

Зрители познакомились с изысканной музыкой барокко. В программе «Назад в настоящее» прозвучали сочинения И. С. Баха, А. Вивальди, Г. Ф. Телемана, Д. Далольо.