Субботняя концертная программа XXIX фестиваля искусств «Преображение» началась с музыкально-поэтической композиции «Беломорские звоны с открытой душой». Это авторская программа архангелогородцев Петровских — Владимира Марьяновича, главы рода, и его сына Владимира Владимировича. Петровские — неизменные участники фестивальной программы. В этом году они приехали уже вчетвером: к колоколам понемного приучаются и дочери Петровского — младшего, внучки Петровского — старшего.
— Это было наше общее семейное желание и решение, чтобы мои внуки продолжили родовое дело, — рассказал Владимир Марьянович. — У меня в Архангельске есть Академия колокольных звонов, первая в России, на подворье Соловецкого монастыря есть музей, где собрано более девятисот колоколов, и мои внучки принимают участие в экскурсиях, показывают разные звоны, и даже получают за это зарплату.
Владимир Марьянович Петровский — один из тех людей, кто стоял у истоков рождения фестиваля «Преображение», благодаря которым тридцать лет назад были подняты колокола на большую звонницу бывшего Спасского монастыря. Владимир Петровский — обладатель звания «Лучший звонарь России», действительный член Ассоциации колокольного искусства России, профессионал, подаривший голоса сотням колоколен от Мурманска до Краснодара, от Белоруссии до Владивостока, активно работающий за рубежом. «Вот были когда-то художники-передвижники. А я звонарь — передвижник», — шутит он, говоря о себе и своем призвании.
— Однажды ваше «передвижничество» привело вас в Ярославль, благодаря чему и появился на свет фестиваль «Преображение»...
— Инициаторов было несколько — специалисты музея Елена Анкудинова и Наталия Каровская, я и, конечно, директор музея Вениамин Иванович Лебедев, без чьего одобрения и горячей поддержки ничего бы не получилось. Мы встретились на фестивале в городе Саратове, увидели и почувствовали, что такое колокольное действо и решили сотворить нечто подобное в Ярославле. Но от идеи до ее реализации была проделана огромная работа.
— Вы участвовали в подборе колоколов или пришли «на все готовое»?
— А ничего готового не было. Колокольный инструмент был полностью разрушен, подлинных колоколов не сохранилось. Мы собирали колокола по всем старым, разрушенным храмам, зачастую просто спасали их. Большой колокол долгое время стоял на подставке у подножия звонницы как арт-объект, и замечательно, что мы вовремя подняли его — еще немного и из-за деформации он бы перестал звучать. Другой колокол, знаменитого оловянишниковского литья, мы нашли на проходной лакокрасочного завода. Обменяли его у заводчан на рынду. А потом чуть ли не неделю отмачивали колокол в растворах, чтобы очистить от многолетних наслоений краски: его там красили каждый год в новый цвет — «для красоты». Так что инструмент собран с миру по нитке, с колоколенки по колоколу.
— Ярославский инструмент — не первый в вашей профессиональной биографии, вам и раньше доводилось настраивать колокольные инструменты.
— Я тогда только начинал работать. Но уже был опыт работы в Витославицах под Великим Новгородом, восстанавливал звоны в родном Архангельске. Но каждый инструмент — особенный. К сожалению, не осталось документов, которые могли бы рассказать, как на звоннице Спасского монастыря были развешаны колокола, где стояли звонари. Все пришлось разрабатывать с нуля. Я тогда придумал интересное приспособление — рычаги как в корильоне, которые вызванивали среднюю группу колоколов. Раз здесь были колокола голландского литья, я посчитал уместным использовать наработки из европейской культуры.
—Изменилось ли за три десятилетия звучание ярославской звонницы? Есть ли необходимость настраивать инструмент перед звоном — как, например, настраивают рояль?
— Я думаю, что скорее каждый звонарь должен подстраиваться под существующий инструмент. У каждого звонаря свои приспособения, свои секреты, глубина нажатия струны и прочие наработки. Именно поэтому каждый звон — особенный, он прозвучал — и его уже не повторит никто и никогда. На Руси никогда не было централизованной школы звонарей, каждый звонил и звонит по-своему, в этом и заключается душа и красота русского православного звона. Колокольным звоном надо жить, только тогда ты будешь мыслить широко, что непременно отразится и на твоей игре. Для меня звон — это радость творчества. Конечно, степень профессионализма определяет степень смелости: если ты всё знаешь и всё чувствуешь, то звонишь уже не с боязнью, а с желанием творить. Вот и сегодня я поднимался с желанием, чтобы люди порадовались, открыли для себя новое, интересное и доброе.
После концерта «Беломорские звоны с открытой душой» Владимира Марьяновича Петровского окружили восторженные слушатели. Кто-то подошел с просьбой об автографе, кто-то просто поблагодарить, выразить свое восхищение, пожать руку человеку, который заставляет звучать в унисон со своим вдохновением даже небеса.
В субботней фестивальной программе событиям было тесно. Мастер-классы по колокольному звону, открытая лекция с онлайн-трансляцией «Колокола в классической музыке», которую прочел кандидат искусствоведения, лектор Московской филармонии Ярослав Тимофеев, вечерний концерт колокольных звонов «Колокола и музыка» с участием звонарей Санкт-Петербурга, Москвы, Вологды, Архангельска, Самары.
Состоялся концерт «Приидите, поклонимся!» в соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского женского монастыря. В исполнении филармонической капеллы «Ярославия» (художественный руководитель и дирижер Владимир Контырев) прозвучали произведения П. Чеснокова, В. Калинникова, С. Рахманинова и других.
А в концертном зале имени Собинова с успехом прошел музыкальный спектакль по произведениям И. Бунина «Неизвестный друг».