График работы музея с 10 января
Подробнее
Ярославский музей‑заповедник

Состоялся открытый урок «Актуальные вопросы преподавания „Слова о полку Игореве“ в высшей и общеобразовательной школах»

09.12.2021

Ярославский музей-заповедник провел открытый урок «Актуальные вопросы преподавания „Слова о полку Игореве“ в высшей и общеобразовательной школах». Урок прошел онлайн на платформе Zoom, и его участниками стали без малого 50 преподавателей высшей школы и педагогов общеобразовательных школ Ярославской области.

Модератором встречи выступила Ольга Аркадьевна Троицкая, заместитель директора по внешним коммуникациям. Начался урок — с поздравления! Людмила Михайловна Зуб, стоявшая у истоков создания музейной экспозиции «Слово о полку Игореве» и которой она служит без малого 40 лет, награждена премией имени Д. С. Лихачева за выдающийся вклад в исследования литературы и культуры Древней Руси.
Татьяна Ивановна Гулина, старший научный сотрудник отдела фондов Ярославского музея-заповедника, рассказала об «Истории открытия „Слова о полку Игореве“».

Выступление доктора филологических наук, профессора кафедры истории русской литературы Санкт-Петербургского государственного университета Милены Рождественской было посвящено «Актуальным проблемам изучения поэтики „Слова о полку Игореве“». Милена Всеволодовна заинтриговала коллег, начав свое выступление с постулата о непохожести «Слова» на другие памятники древнерусской литературы, а в ходе выступления мастерски доказала обратное, подчеркнув «вписанность» «Слова» к контекст древнерусской книжности.

Еще одним спикером стала Лидия Викторовна Соколова, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Отдела древнерусской литературы Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом). Ее доклад звучал так: «Текст „Слова о полку Игореве“: знакомый и незнакомый».

Поскольку открытый урок был посвящен различным аспектам преподавания «Слова о полку Игореве» в школах и институтах, немаловажным является и то обстоятельство, кому предназначены эти знания. Кто тот ученик, что сидит за партой? В этом вопросе специалистом является Лариса Владимировна Ухова, доктор филологических наук, профессор кафедры журналистики и медиакоммуникаций ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, руководитель научно-просветительского проекта «Русский логос». Лариса Ухова «нарисовала» коллегам портрет яркого представителя цифрового поколения Z. Именно эти молодые люди изучают «Слово» по школьной программе. Лучшие из них вот уже десять лет приходят в музей-заповедник, и на площадке экспозиции «Слово о полку Игореве» под руководством опытных наставников, к каковым относится Л. В. Ухова, принимают участие в словесных состязаниях и риторических агонах в рамках Дней славянской письменности и культуры. Это стало возможным благодаря давним партнерским отношениям музея и педагогического университета. А потому выступление Ларисы Уховой было посвящено современному музею, который спикер рассматривала как «площадку для реализации проектной педагогической технологии».

В дискуссии приняли участие преподаватели русского языка и литературы Ирина Вьюшина (МОУ Гимназия № 3) и Валентина Сковородникова (МОУ СОШ № 33).

— «Слово» в школе всегда было изучать непросто, дети не понимают значения многих слов, которым нам кажутся такими понятными, — призналась Валентина Сковородникова. — Всегда в изучении этой темы большим подспорьем нам была музейная экспозиция «Слово о полку Игореве». Дети были просто счастливы.

Учитель-словесник предложила музейным специалистам придумать необычные уроки-квесты с интригующими вопросами, ответы на которые дети будут должны находить самостоятельно, приходя в свободное от школьных занятий время в музей. Коллегу поддержала и Ирина Вьюшина. Она рассказала о специфике изучения этого произведения в их гимназии: «Слово» изучается в контексте мировой литературы того времени. Ее предложение по дальнейшему сотрудничеству музея и школы касалось создания коротких видеороликов, каждый из которых будет посвящен какому-то музейному экспонату. А от него можно будет перекинуть логический «мостик» к эпохе создания «Слова» и самому произведению.

Модератор первого открытого урока Ольга Троицкая выразила надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество музея, школ и вузов Ярославского региона.