Музейный сувенир стал темой очередного семинара для сотрудников муниципальных музеев Ярославской области «Музейный специалист», который состоялся вчера в Ярославском музее-заповеднике.
Как создать такой музейный мерч, который мог бы одновременно вызвать стойкий WOW-эффект у посетителей, работать на популяризацию учреждения и при этом быть финансово успешным — этот вопрос вызвал огромный интерес в профессиональном сообществе. Обсудить его, почерпнуть новые знания, обменяться накопленным в области создания музейного сувенира опытом съехались специалисты изо всех муниципальных районов области. В семинаре приняли участие более тридцати сотрудников. Своих представителей делегировали: Некрасовский районный краеведческий музей, Даниловский историко-краеведческий музей им. Шарапова, Некоузский культурно-этнографический центр, Пречистенский музей леса и краеведения, Большесельский историко-краеведческий музей, МУ «Центр культуры и туризма «Романово-Борисоглебск», частные учреждения культуры «Музейный комплекс Вятское», «Ярославский областной музей авиации», Музей истории города Ярославля и многие другие учреждения культуры области.
Одним из спикеров на семинаре стал Александр Зейтц, генеральный директор компании ZEYTZ, которая занимает десятое место в ТОП-20 отраслевого рейтинга России в сегменте «сувенирная продукция». Компания Александра Зейтца успешно сотрудничает с крупнейшими музеями страны в области производства и продажи мерча, и уж он-то про музейный сувенир знает абсолютно все. По мнению Александра, музейный мерч — это в настоящее время одна из самых перспективных и интересных точек роста: рост музейного сувенира оценивается им в 30-40 процентов в год, и запрос общества, связанный с музейным мерчем, сейчас очень высок. Аналитик и практик, два в одном, Александр Зейтц считает, что музейный мерч помогает решать одновременно несколько задач: работает на имидж, является предметом PR, популяризирует искусство\науку\литературу\музей в целом, и одновременно дает возможность учреждению культуры заработать. Но двигаться сразу по четырем направлениям невозможно. Как расставить приоритеты — на этот вопрос попытались ответить участники семинара в ходе практических занятий.
Здесь опытом поделился другой спикер — Ксения Белькевич, заместитель директора по развитию Государственного музея истории российской литературы имени В. Даля. Она рассказала об опыте реализации проекта «Вещь тебе», который был реализован ГМИРЛИ имени В. Даля при поддержке гранта Фонда Потанина. Музей пригласил художников ювелиров и керамистов, и в ходе арт-лабораторий они разработали порядка ста сувениров для восьми музеев, рассказывающих о творчестве известных писателей. По ее мнению, в музей сегодня идут не за просвещением — в век интернета всю информацию можно почерпнуть там, а за впечатлением. Усилить это впечатление может и должен музейный сувенир.
А вот каким должен этот сувенир быть, участники семинара пытались решить сообща. Анализировали рынок — что продается в каждом музее, что каждый из участников покупает в других музеях сам, будучи рядовым посетителем, и что хотели бы увидеть и купить в идеальном музейном магазине. По мнению приглашенных спикеров сейчас большой запрос на смыслы. Большой популярностью пользуются хорошо изданные каталоги, картины по номерам и паззлы. При этом надо учитывать, что посетители музея хотят использовать музейный сувенир на практике, а не просто поставить на полку. Замыкающий в линейке популярности по мнению специалистов, как ни странно, — гастрономический сувенир.
Еще один пункт программы семинара вызвал особое оживление у участников — презентация сувенирной продукции своих музеев. Представляя свою линейку сувениров, каждый музей-участник позиционировал свою работу по этому направлению, и что самое главное, получал советы и пожелания от экспертов и своих коллег. Значительная часть представленных сувениров была тут же раскуплена, а импровизированная ярмарка дала повод организаторам семинара задуматься о более полном представлении региональных сувениров в сувенирном магазине музея.
Завершился семинар мастер-классом. По руководством Светланы Чиндаровой, ведущего методиста отдела гостеприимства Ярославского музея-заповедника, гости учились делать набойки на сумках-шопперах. Этот музейный сувенир работает и на продвижение музея, и дает попробовать посетителю свои силы в творчестве, что всегда привлекательно, и практичен в использовании.