Ярославский музей‑заповедник

Прошел инфотур проекта «Люди эпохи» для школьных учителей

29.09.2023

Накануне Дня туризма Ярославский музей-заповедник пригласил учителей города Ярославля в путешествие по своим музейным филиалам. Поводом для поездки стала презентация нового музейно-образовательного проекта «Люди эпохи: Собинов, Толбухин, Терешкова». Этих великих ярославцев, прославившихся в разных областях — оперного певца Леонида Собинова, военачальника Федора Толбухина и первую в мире женщину-космонавта Валентину Терешкову — объединяет не только малая родина, Ярославская земля, но и время: их жизни и судьбы охватывают весь XX век. Для многих ярославцев старшего возраста, не говоря уже о молодежи, эти люди, прославившие Ярославию далеко за пределами России давно возведены на пьедестал. Зажечь в современных школьниках интерес к краеведению, истории своего родного края и его выдающимся личностям и призван новый музейный проект.

Первыми гостей принял Мемориальный дом-музей Леонида Собинова. Один из кураторов проекта Алла Аносовская познакомила участников информационного тура с домом, в котором жило несколько поколений семьи Собиновых. Даже беглого знакомства с музейной экспозицией было достаточно, чтобы понять практически бесконечные возможности музея: здесь можно говорить о жизни городской усадьбы и его владельцев, о тонкостях гимназического образования, традиционных праздниках, о русской и мировой музыкальной культуре... и везде главным персонажем станет гений этого места — Леонид Витальевич Собинов. Почему бы не изучать пушкинского «Евгения Онегина» в музейном пространстве, предложила Алла Васильевна, ведь Собинов вошел в историю мировой оперы как лучший Ленский всех времен и народов? Другой вариант знакомства с музейной экспозицией — интерактивный — предложила гостям сотрудник музея Евгения Копылова. Охотно включившись в игру, учителя за несколько минут организовали импровизированный шумовой хор, где солировал то цокот лошадиных копыт по мостовой, то птичьи трели, то в звуки утреннего города вплетались шаги горожан и реплики гимназистов. 

Педагогов очень заинтересовал вариант городской экскурсии — пройти вместе с гимназистом Лени Собинова весь его путь от дома до гимназии. Сколько тем для беседы со школьниками можно найти на этом маршруте!

Эстафетную палочку инфотура принял из рук коллег заведующий отделом военной истории Михаил Кербиков. В Музее боевой славы главным героем стал маршал Федор Иванович Толбухин. Музей бережно хранит несколько подлинных меморий великого полководца. Но и здесь педагогов, ожидающих традиционной экскурсии по экспозиции, ждал сюрприз: познакомиться с биографией Федора Ивановича Толбухина участникам было предложено в формате викторины. Акцент в вопросах был сделан не на военных победах, а на личной истории Толбухина. Какие предметы любил в школе, как предпочитал проводить свободное время, какой мирной специальностью владел и с кем из артистов дружил? Для многих откровением стала информация про увлечение Толбухина грибной охотой, его работу бухгалтером в банке и теплую дружеские отношения с актрисой Фаиной Раневской и певцом Иваном Козловским. 

Учитель истории и обществознания ярославской школы № 13 Светлана Федоровна Макарцова оценила формат викторины для знакомства с историческим персонажем по достоинству.

Мы с ребятами — частые гости в Музее боевой славы, но, как правило, мы слушаем рассказы Михаила Викторовича на ту или иную тему. А тут оказалось, что не меньший объем информации можно получить в диалоге, в совместном поиске ответов на вопросы. Мне кажется, такой формат должен заинтересовать школьников.ремени», как многие русские летописи, книги иконы.

Появились у Светланы Федоровны и идеи по проектной работе школьников, которые можно реализовать при взаимодействии с музейными специалистами.

Финальной точкой небольшого инфотура стал музей «Космос» в селе Никульское. Для многих посетителей точечное знакомство с обновленной музейной экспозицией стало премьерой. Зал «Марс» ожидаемо заворожил гостей, заставив их забить про строгий тайминг поездки и оставшиеся дома непроверенные тетради.

Подытожила увиденное и услышанное гостями в ходе ознакомительной поездки заместитель директора по внешним коммуникациям Ольга Аркадьевна Троицкая. Еще перед началом инфотура его участники получили небольшие анкеты. Вопросы касались как возможных партнерских отношений музея и школы в принципе, так и наиболее перспективных и актуальных форм работы со школьниками на территории музея. 

— Вместе с вами мы хотим найти ту форму совместной работы музея и школы, которая может усилить региональный компонент школьной образовательной программы, увлечь старшеклассников историей родного края, украсить уроки истории, культурологии, литературы, и, вместе с тем, привлечь в наши музеи новых посетителей, — отметила Ольга Троицкая.