Ярославский музей‑заповедник

Первый день XXVII фестиваля искусств «Преображение»

17.08.2019

Вот и прозвучали первые колокольные звоны, первые аккорды, первые стихотворные строки, первые аплодисменты... — первый день XXVII фестиваля искусств «Преображение» завершился. И это был очень мощный, зрелищный, эмоционально насыщенный старт! Свидетельством тому — переполненные залы в областной филармонии, и небывалый наплыв зрителей на вечерний концерт в Ярославский музей-заповедник. Полный аншлаг!

Открытие фестиваля прошло вечером в концертном зале им. Собинова. Но уже в полдень, и три часа пополудни в Ярославском музее-заповеднике, точно предваряя официальный старт, состоялись колокольные концерты. Выступления ведущих звонарей из самых разных городов России являются неизменной составляющей всех фестивалей «Преображение» на протяжении всей его истории. Куратором программы колокольных звонов выступает сотрудник Ярославского музея-заповедника, старший звонарь Ярославской епархии, ведущий преподаватель Ярославской школы колокольного искусства Владимир Дегтярев. Он хорошо известен не только во многих православных приходах, где устанавливал колокола и обучал звонарей, но и на многих концертных площадках, в театрах и на фестивалях, где постоянно участвует в симфонических, хоровых и оперных постановках. На сей раз колокольными звонами в исполнении Владимира Дегтярева смогут насладиться зрители фестиваля.
Торжественная церемония открытия XXVII фестиваля искусств «Преображение» была сведена к минимуму. Директор департамента культуры Правительства Ярославской области Марина Васильева тепло поздравила участников и многочисленных зрителей с открытием фестиваля и передала поздравления и напутственные слова от губернатора Ярославской области Дмитрия Миронова. Марина Владимировна отметила, что фестиваль год от года осваивает новые площадки, и в этом году фестивальные события «выплеснулись» из концертных залов и на улицы города — большой музейный проект «Собинов FOREVER» является театральным лейтмотивом фестиваля «Преображение». Глава департамента культуры анонсировала предстоящие события, легким «арпеджио» пробежавшись по всей фестивальной афише.
Первым событием фестиваля стало исполнение «Реквиема» Осипа Козловского. На сцену одновременно вышли десятки музыкантов, заполнив, кажется, все свободное пространство: Ярославский академический губернаторский симфонический оркестр, Филармоническая хоровая капелла «Ярославия», Монреальский классический хор (Канада), солисты Екатерина Кудрявцева (сопрано), Анна Холмовская (меццо-сопрано), Константин Степанов (тенор), Алексей Комаров (баритон)... Дирижер — кавалер рыцарского ордена Квебека Луи Лавигер.
Монреальский классический хор впервые выступает в нашей стране, из девяноста его участников в Россию прибыла половина музыкантов. Его художественный руководитель и главный дирижер Луи Лавигер признался, что в России его «не покидает ощущение величия этой страны».
«Реквием» Осипа Козловского не очень хорошо известен. Истинные ценители говорят о нем как о произведении, «извлеченном из шкатулки музыкальных раритетов». Этот «Реквием» принято считать первым русским «Реквиемом» — в том смысле, что он написан русским композитором (польского происхождения), и написан — в России. Для истинных меломанов исполнение этого раритета принесло немало сюрпризов и моментов неподдельного музыкального восторга.
Еще большим сюрпризом для гостей фестиваля стал вечерний спектакль «Гамлет STORY» с блистательным составом исполнителей — известные артисты театра и кино Сергей Чонишвили, Алексей Кравченко, Сергей Шнырёв и невероятный музыкант-виртуоз Алексей Айги решали для себя вековечный вопрос «быть или не быть». Три Гамлета нашего времени — бизнесмен, шоумен и офицер спецслужб оказываются перед этим выбором, и, пройдя сквозь боль и одиночество, продираясь сквозь отчаяние и злость, очищаясь любовью и опираясь на дружескую поддержку, они приходят к философскому «будь, как будет». Четвертый Гамлет — фантастический Алексей Айги со своей музыкой, скрипкой и ансамблем «4’33»«. Режиссер и автор сценической версии Наталья Семенова, взяв шекспировского «Гамлета» за основу, умножила его на стихи и прозу Иосифа Бродского, Давида Самойлова, Бориса Рыжего, Бахыта Кенжеева, Дмитрия Пригова, Сергея Чонишвили и — невероятно мощную музыку Алексея Айги. Результат оказался потрясающим! Как и предположила режиссер, предваряя спектакль — «слова и музыка будут попадать прямо вам в сердце». И это оказалось абсолютной правдой!
Трудно даже предположить уровень дальнейших событий и мероприятий фестиваля, раз старт был таким блестящим.