Вот уже почти три десятилетия главным августовским событием в Ярославской области является фестиваль искусств «Преображение». Инициатором его проведения и одним из организаторов на протяжении всей его истории является Ярославский музей-заповедник.
XXIX фестиваль искусств «Преображение» проходит одновременно на двух площадках – в музее-заповеднике и концертном зале им. Л. Собинова. Один из концертов состоится в соборе Казанской иконы Божией Матери Казанского женского монастыря.
Главный лейтмотив фестиваля – колокольные звоны, а потому фестивальная афиша насыщена колокольными концертами, пожалуй, как никогда прежде. Дело в том, что фестиваль «Преображение» ровно на год моложе того события, которое и стало его предвестником. В 1991 году после многолетнего перерыва были вновь подняты колокола на звонницу бывшего Спасо-Преображенского монастыря, и обе звонницы – Большая и малая, надвратная, (звонари и музейщики ее любовно называют «Малышка») вновь обрели голос. Обо всем этом собравшимся гостям рассказала ведущая концерта, один из лучших музейных специалистов и знаток колокольных звонов, Елена Федорычева. Концерт с участием преподавателей и выпускников Ярославской школы колокольного искусства стал первым событием в фестивальной афише. Но, конечно, по традиции концертной программе предшествовала торжественная литургия в Спасо-Преображенском соборе, старейшем соборе Ярославля, и чин освящения яблок.
Ярославская школа колокольного искусства открылась в 2005 году. За шестнадцать лет ее учениками стали более 100 человек. Сегодня выпускники ярославской школы звонарей служат в Нижнем Новгороде и Казани, Тульской области и Донецкой республике, на острове Валаам и, конечно, в городах и селах Ярославской области.
Символично, что первым звоном, открывшим концерт, стал звон Архангельский. Ведь именно архангелогородец Владимир Петровский, обладатель звания «Лучший звонарь России», действительный член Ассоциации колокольного искусства России был тем самым человеком, кто тридцать лет назад руководил подъемом и развесом 18 колоколов на большой звоннице бывшего Спасо-Преображенского монастыря. Но, конечно, Владимир Марьянович был не один. Весь авторский коллектив, в который входили специалисты музея-заповедника Елена Анкудинова, Наталья Каровская, Андрей Федорычев, за огромную работу по возрождению колокольных звонов, были удостоены областной премии имени Тихомирова.
Какие разные звоны звучали! Архангельский и Васильевский, Леонтьевский и Преображенский, Красный и звоны Спасо-Яковлевского монастыря… Звонари поднимались то на Большую звонницу, то заставляли заговорить колокола на Надвратной звоннице, Малышке, и казалось, все пространство вокруг было насыщено и пропитано этой необыкновенной, торжественной и стройной музыкой неба.
Колокольным концертам разных лет посвящена и новая музейная выставка, открывшаяся накануне фестиваля. Она называется «Молитва Ярославля в звуке», стенды с фотографиями размещены в формате open-air, на музейной площади за Звонницей. Рассматривать фотографии прошлых лет, запечатлевших редкие, исторические моменты подъема колоколов на большую звонницу в 1991 году, и слушать одновременно звоны – удовольствие необыкновенное. На снимках – известные российские звонари и музейные специалисты, стоявшие у истоков рождения фестиваля «Преображение». Замечательно, что выставка продолжит свою работу и после окончания фестиваля, с ней можно будет познакомиться до 10 сентября.
Вечером в музее-заповеднике состоялся концерт «Звоны Яблочного Спаса», в котором приняли участие сразу два Владимира Петровских - отец и сын, продолживший славное семейное звонарное дело. Другим знаковым участником концерта стал ансамбль «Колокола России» (художественный руководитель - Лауреат международных конкурсов и фестивалей Галина Филимонова). Ансамбль был создан в 1989 году в Москве. Коллектив много и успешно гастролирует как в России, так и за её пределами. Знаменитые русские звоны в исполнении ансамбля «Колокола России» с успехом звучали в Америке и Швейцарии, Испании и Югославии, Греции и Германии, многих других странах. Особую глубину в исполнение звонов на привычных нам по форме колоколах привносят древние русские плоские колокола – билы, которые музыканты используют в произведениях как басовые инструменты.
А пока в музейной афише первый фестивальный день уже подходил к своему финалу, в концертном зале имени Собинова прошла церемония официального открытия фестиваля. Прозвучала оратория «Под стягом Александра», она посвящена знаковому событию в истории нашей страны - 800-летию со дня рождения Александра Невского. Ораторию исполнили: государственный академический Московский областной хор имени А. Кожевникова и ансамбль гусляров (Москва), филармоническая хоровая капелла «Ярославия», солисты Алина Яровая (сопрано, Москва) и Александр Суханов (баритон). Авторский текст прозвучал в исполнении народного артиста России Николая Бурляева.
Виртуозное владение техникой колокольного звона позволяет музыкантам исполнять на звоннице, имеющей более тридцати колоколов, как традиционные русские звоны, так и различные музыкальные композиции, раскрывая всю красоту звучания этого уникального инструмента.
Колокола, знакомые всем слушателям по своей форме, удивительно сочетаются с древними русскими плоскими колоколами (билами), которые используются в исполняемых коллективом произведениях как басовые инструменты.
Ансамбль «Колокола России». Управляется звонница как одним исполнителем- звонарём, так и несколькими, в зависимости от количества колоколов. Вся колокольная установка разборная и перевозится в кофрах-чехлах. Общий вес может колебаться от 100 кг у малой звонницы до 700 кг у большого набора из шести звонниц. Площадками для выступления ансамбля служат и большие концертные залы, и компактные сцены, и передвижные автомобильные платформы. По благословению Его Святейшества Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго, начиная с 1994 года ансамбль участвует в Рождественских и Пасхальных праздниках в Кремле, Храме Христа Спасителя и на других площадках.
Группа из семи музыкантов-профессионалов с высшим музыкальным образованием поставила своей целью возрождение древних православных колокольных традиций. Уникальное направление их деятельности — воспроизведение творчества русских и зарубежных композиторов, использовавших в своих произведениях музыку колокольного звона. Ансамбль выступает на известных площадках: Красная Площадь, Московский Кремль, концертных залах и площадях многих городов мира, со знаменитыми оркестрами: Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия», Государственным Академическим оркестром народных инструментов России им. Н.П. Осипова, Президентским оркестром, оркестром О.Лундстрема, Калининградским симфоническим оркестром и известными хоровыми коллективами: Государственным Академическим русским народным хором им. М.Е. Пятницкого, Государственным Академическим русским хором им. А.В. Свешникова и другими прославленными коллективами. Исполняются произведения классиков: Бородина, Чайковского, Римского-Корсакова, Прокофьева, Рахманинова.
Завораживающие звуки колокольного звона не оставляют равнодушными зрителя на концертах с участием Ансамбля «Колокола России».
Знаменитые русские звоны в исполнении «Колоколов России» звучали в Америке, Швейцарии, Испании, Югославии, Финляндии, Греции, Индии, Северной Корее, в культурной программе Свет Вифлеема — 2000 (Иерусалим-Вифлеем )