Ярославский музей‑заповедник

Как прошел второй день XXXI фестиваля искусств «Преображение» 19 августа

20.08.2023

19 августа в старейшем храме Ярославля, Спасо-Преображенском соборе, утро началось с престольного праздника бывшей Спасской обители — Праздника Преображения Господня. В соборе прошла божественная литургия, после которой состоялся чин освящения плодов. «Всюду сильно пахнет яблоками, тут особенно!» — эта строка из произведения Ивана Бунина как раз о Яблочном спасе. Это второе название праздника Преображения Господня, давшего свое имя и фестивалю искусств.

Второй день фестивальной афиши был насыщен самым разными событиями и мероприятиями. В музее состоялись традиционные концерты колокольных звонов. Опытные звонари провели мастер-классы по знакомству всех желающих с азами колокольного искусства.

В церкви Ильи Пророка, этом шедевре архитектурной коллекции Ярославского музея-заповедника, состоялся концерт Государственного академического Московского областного хора имени А. Кожевникова «Фаворский свет». Это один из старейших прославленных коллективов России, который был организован в 1956 году. Хор носит имя выдающегося хорового дирижёра, народного артиста России Андрея Дмитриевича Кожевникова, который руководил коллективом более двух десятилетий. Концерты духовной музыки в подлинных средневековых интерьерах храма — это всегда нечто особенное, не удивительно, что билеты на эти события раскупаются стремительно. 

Но главным событием этого дня в рамках этносимфонического действа «Преображение», безусловно, стала мировая премьера произведение «Благая весть» Владимира Мартынова. В этом проекте приняли участие OpensoundOrchestra (дирижер Станислав Малышев), проект «Этносфера» и композитор, органист, карильонист Олеся Ростовская. Все вместе музыканты попытались дать ответ на вопрос, что общего у фольклорного творчества, классики и современной академической музыки и где, при каких обстоятельствах они могут встретиться друг с другом? Ответ на эти вопросы и дала премьера этно-симфонического действа «Преображение». Слушатели столкнулись с парадоксальными сочетаниями: народные наигрыши прозвучали в исполнении оркестра, шедевр Рахманинова — на народном инструменте, а опусы современных авторов, в которых можно было услышать колокола и восточную дарбуку, продемонстрировали, что границ между стилями уже не существует. Партия колоколов была написана специально для исполнения на звоннице бывшего Спасо-Преображенского монастыря. В последующих исполнениях этого произведения на других площадках партия колоколов, которую блестяще исполнила Олеся Ростовская, прозвучит в записи.

Нельзя не отметить и работу видеохудожника Алексея Чоя из Москвы. Местом для видеоинсталляции стал не только современный экран, но и стены древней звонницы. Перетекание цветовых потоков, калейдоскоп орнаментов, пульсация черно-белых фотографических изображений древней белокаменной резьбы и, конечно, акцент на фресках — предложенный художником по свету видеоряд дополнил волшебную атмосферу этого вечера. Зрители очень высоко оценили премьеру. Каждая сольная партия была отмечена аплодисментами, звучали и столь приятные уху исполнителей крики «браво!».