Ярославский музей‑заповедник

IV региональный фестиваль керамики «Живая глина»

24.06.2019

Ох, и жаркие выдались выходные деньки в Ярославском музее-заповеднике! Жару поддало не только солнышко, нагрев столбики термометра почти до 30 градусов, но и соревновательный азарт мастеров керамистов, схлестнувшихся в творческом поединке: в Ярославле с большим успехом прошел IV региональный фестиваль керамики «Живая глина».

Чтобы почувствовать фестиваль «Живая глина» на вкус, придется разложить невероятно яркое, зрелищное и азартное «ассорти» впечатлений на отдельные ингредиенты.

Это конкурс керамистов (как мастеров-любителей, так и художников-профессионалов) на тему «Игрушка в современном интерьере». Жюри оценило по достоинству фантазию всех творцов, а вот призовые места распределились следующим образом. Тройка победителей в номинации «художники-профессионалы» выглядит так: Валентин Криворотов (Раменское) – 1 место, Лидия Пейч (Химки) – 2 место, Светлана Меркулова (Москва) – 3 место. На высшую ступень пьедестала у мастеров-любителей поднялась Ольга Тихонова (Кострома), на ступеньку ниже – ярославец Амридин Исаев, «бронза» у угличанина Валерия Куртмулаева.

«Осью» фестиваля, на которую нанизывались все прочие события, стало захватывающее соревнование «Битва керамистов», которое включало выполнение трех конкурсных заданий - «Формы имеют значение», «Дом моей мечты» и «Коты для умножения доброты». И здесь жюри пришлось нелегко в раздаче честных и компетентных оценок, чтобы определить достойного звания «победитель». Победителями стали:

1 место - Сергей Юрьевич Воронин, Ярославль

2 место - Андрей Александрович Копылов, Москва

3 место - Андрей Владимирович Малков, Кострома

Приз зрительских симпатий получила Ирина Владимировна Ермакова, г. Ярославль.

Большой интерес у профессионалов и гостей фестиваля вызвала музейная выставка ««Чумазые» горшки. Чернолощеная керамика Ярославской земли XVII – начала XXI веков». На ней представлены кувшины всевозможных фасонов и форм, горшки, миски, другие предметы кухонной утвари, в том числе найденные во время археологических раскопок в 2005 году. Эта выставка стала отличной иллюстрацией к открытой лекции скульптора, члена жюри фестиваля Александра Поверина «Гончарство и чернолощеная керамика в контексте мирового изобразительного и декоративно-прикладного искусства».

Приятно, что выставка-ярмарка керамики на фестивале «Живая глина» собирает и старых друзей (некоторые мастера приезжают в Ярославль уже не первый раз), и привлекает новых участников. Из корифеев фестиваля можно назвать костромичей Светлану Пиманову и Михаила Шмарова.

- Отлично помню ваши чудесные игрушки в зеленоватой гамме, и даже помню, что вы из Костромы, а вот как звать-величать… уж не обессудьте! – я развела руками.

Михаил Александрович Шмаров радостно улыбается:

- Так ведь это же лучший комплимент мастеру, когда его по товару вспоминают!

Костромичи – народ общительный, разговорчивый. Их зеленое керамическое братство – это знаменитая петровская игрушка (она же сусанинская), которая известна с середины XIX века. Народной петровская игрушка признана только в 70-е годы прошлого века. Свистульки у мастеров получаются такие голосистые, что однажды им поступил заказ от Астраханского театра оперы и балета на свистульки с разными «голосами» - и тенор был в той компании, и сопрано, и бас.

- Свистели в трубку телефона, чтобы заказчик определил на слух, нужный ли ему звук у инструмента получается! - веселит байками покупателей и зрителей Михаил Шмаров.

Не отойти без разговоров и без покупки и от угличанина Валерия Куртмулаева. Он – известный «мичуринец», скрестил в своих миниатюрных произведениях ежа и кота – получился некто «ежкин кот», придумал обличье и «неведомой зверушке». В Угличе мастера хорошо знают и любят. Знают и по всей России, и за рубежом. Это не удивительно: Валерий Куртмулаев уже полвека в профессии, более миллиона работ вылеплено его умными и чуткими руками.

А вот нижегородцы Александр и Жанна Солнцевы на фестивале «Живая глина» впервые. Но им здесь так понравилось, что они всерьез задумались о том, чтобы перебраться куда-нибудь к нашему городу поближе.

Фестиваль «Живая глина» - это не только профессиональное общение керамистов, соревнования и конкурсы, но и отличная культурная программа для зрителей. И здесь открытием фестиваля для многих стал театр кукол из Санкт- Петербурга «Папьемашенники». Его основатель, а также режиссер, актер, бутафор, художник и прочее, прочее, прочее – Всеволод Мизенин. Главный герой в этом театре одного актера – Петрушка, он же – Петр Петрович Уксусов. Личность известная вот уже последние четыреста лет.

- Не я создаю персонаж и придумываю для него истории, а он сам диктует мне правила поведения, - приоткрывает дверь в закулисье Всеволод Мизенин. Педагог-психолог по образованию, он очень удачно нашел свою нишу, выйдя однажды на улицу, и вернув в пространство современного кукольного театра исторического персонажа. Существуют «Папьемашенники» с 2005 года, театр легок на подъем, а потому охотно гастролирует по городам и весям, заглядывая и в зарубежье. Общается Петрушка (В. Мизенин) со своими зрителями очень легко и непринужденно, парируя любые реплики и ловко давая метким словечком «сдачи». Зрителям это явно пришлось по вкусу. В рамках фестиваля «Живая глина» было показано четыре разных мини-спектакля, и каждый раз в импровизированном «зале» перед сценой было полным-полно народу. Хохотали все, и дети, и взрослые.

Яркой страничкой фестивальной жизни стало дефиле «Русский код», на котором были представлены коллекции двух ярославских модельеров Галины Есафьевой и Ольги Есафьевой-Крючковой. Запомнилось гостям фестиваля и выступление артистов ЭтноПроекта «КоленкорЪ», познакомивших слушателей с традиционным фольклором в современном прочтении. А артисты клуба народного танца «Туда-сюда» не только провели зажигательный танцевальный вечер для гостей, назвав его «Вечерка party», но и познакомили юных ярославцев и зрителей постарше со звучанием окарины, костяной флейты, свирели, жалейки. Финишировал мастер-класс «Посвистим-подудим» выступлением самого настоящего оркестра народных инструментов.

С удовольствием зрители оценили и шоу от профессионалов: художник - керамист Илья Калашников заворожил медитативным «Круглым шоу», рисуя на гончарном круге глиной всевозможные узоры, которые перетекали один в другой. А заслуженный художник России скульптор Елена Пасхина показала открытый шоу-урок по лепке «А не сотворить ли Мельпомену?», вылепив прямо на глазах у зрителей с натуры фигуру музы Мельпомены.

Добрыми партнерами Ярославского музея-заповедника в проведении фестиваля стали: производственное объединение «Сады Аурики», мастерская по производству гончарного оборудования «Никодим» и гипермаркет «Глобус».

Два дня IV-го регионального фестиваля керамики «Живая глина» пролетели на одном дыхании, и воскресным вечером, уже расставаясь, мастера и художники договаривались встретиться на том же месте в тот же час на будущий год.