Вход в музей только со стороны Которосльной набережной. Подробнее
Ярославский музей‑заповедник

День четвертый фестиваля искусств «Преображение»

23.08.2021

Воскресенье, последний день фестиваля, начался с большого колокольного концерта «Звоны России» с участием звонарей Санкт-Петербурга, Москвы, Вологды, Нижнего Новгорода, Архангельска, Самары. Большой экран, установленный на сцене, позволил увидеть работу колокольных дел мастеров крупным планом. То, о чем прежде зритель и слушатель мог только догадываться – движение рук, выражение лица звонаря, теперь оказалось максимально приближено к зрительному залу.
А пока взрослая аудитория внимала «музыке небес», детвора с неменьшим энтузиазмом отправилась на интерактивное путешествие-игру по территории музея-заповедника «Некрасов-квест».

Ежегодно в дни фестиваля «Преображение» для самых юных ярославцев рождается фантазией организаторов чудесный город Яблокославль. В этом году к ябокославцам присоединились и артисты театра-студии «Балаган» (художественный руководитель Юрий Спиридонов). Сюжет необыкновенного путешествия в гости к знаменитому поэту Николаю Некрасову придумала сценарист Светлана Гиршон. Режиссуру действа взял на себя артист драматического театра имени Волкова Сергей Карпов. А артисты театра-студии «Балаган» мастерски исполнили все роли в этом спектакле-променаде – от зайчишки, спасенного дедом Мазаем до собаки Фингал, с которой так любил охотиться наш земляк. Участники квеста «побывали» на родине поэта в сельце Грешнево, где познакомились с его няней; спасали зайцев, вспоминая знаменитое стихотворение про деда Мазая; побывали на почтовой станции и узнали, кто такие ямщики, а заодно и посмотрели на экране историю про «Генерала Топтыгина» с прекрасными иллюстрациями Вениамина Лосина. Закончилось литературное путешествие в саду, под яблоней, где юных участников ждала встреча с самим «поэтом», в роли которого предстал артист театра-студии «Балаган» Владимир Русанов.

Зал «Классика» тоже собрал заинтересованную аудиторию: здесь прошла открытая лекция с онлайн—трансляцией «История русских колоколов», посвященная основным этапам истории колоколов России от их появления в Древней Руси в XI столетии до возрождения в наше время утраченного в 1920-1930-е годы колокольного наследия. Лекцию прочел старший научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Вячеслав Волхонский.

Колокол – один из символов России, испокон веков именно колокольный звон организовывал ритм жизни русского человека. Не случайно многие части колокола носят «человеческие» названия – губа, голова, язык. Судьба у некоторых колоколов была лихая – их ссылали за провинность в ссылку, вырывали языки. Слушатели узнали не только о традициях колокололитейного дела в Москве, Пскове и Новгороде в XVI-XVII веках, но и о трагедии утраты большей части колокольного наследия страны в послереволюционные годы.

Ярким событием фестиваля стало знакомство зрителей с необычным музыкальным инструментом – терменвоксом. Это электромузыкальный инструмент, на котором можно играть, не касаясь его пальцами. Рука музыканта воздействует на электромагнитные поля, которые создаются антеннами. Звук, рожденный терменвоксом, сродни пению Сирены – он завораживает. Мастерством игры на терменвокса блестяще владеет музыкант и композитор Олеся Ростовская. Специально для фестиваля «Преображения» Олеся Ростовская написала пьесу «На краю земли», которая прозвучала в сопровождении колокольных звонов.

Торжественное закрытие XXIX фестиваля искусств «Преображение» состоялось сразу на двух площадках: в музее-заповеднике прошел гала-концерт с участием звонарей, а в филармонии выступил Государственный академический большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского (художественный руководитель и главный дирижер Владимир Федосеев).