Научно-популярные лекции сейчас пользуются не меньшей популярность чем театральные премьеры. Особенно, когда приезжает такой замечательный рассказчик, как Ася Викторовна Энговатова, заместитель директора по науке, заведующая отделом сохранения археологического наследия Института археологии РАН, кандидат исторических наук. На ее лекциях в зале всегда аншлаги. Что и случилось вчера в Ярославском музее-заповеднике, когда Ася Энговатова прочла лекцию на тему «На тысячелетия в прошлое. Древние охотники и рыболовы Верхнего Поволжья».
Своим слушателям Ася Викторовна предложила формат популярной лекции разбавить научной дискуссией и пообещала, что подготовленный ею насыщенный видеоряд поможет лучше разобраться в материале. Увидев, что в зале собралось много студентов (заместитель декана исторического факультета Ярославского университета им. П. Демидова Елена Владиславовна Спиридонова никогда не упускает возможность познакомить своих студентов с ведущими учеными в области археологии), Ася Энговатова выразила надежду, что сегодняшняя встреча зажжет их интерес к каменному веку, тем более что наш регион располагает огромным материалом для научной работы. Высказывание Аси Викторовны не голословно: на протяжении многих лет она руководит археологическими раскопками, которые проводились в историческом центре Ярославля, Рубленом городе.
— Памятников нет там, где их не ищут ученые, — убеждена кандидат исторических наук Ася Энговатова.
Интерес к изучению Ярославской области в археологическом отношении начался еще в середине XIX века. Большинство обнаруженных памятников каменного века обнаружены по берегам рек и озер — «человек привязан к источнику воды», поясняет Ася Викторовна. Радиоуглеродный метод исследования образцов с места стоянок периода палеолита доказывает, что 19-20 тысяч лет назад люди жили одновременно с мамонтами. Но по сей день остается загадкой исчезновение мамонтов: люди ли их перебили или уничтожению вида способствовала агрессивная природная среда? В силу первой гипотезы говорит такой факт: на острове Врангеля, где человеческих стоянок не было, мамонты пережили своих материковых сородичей на пару тысяч лет. Материальной культуры от палеолита осталось не более 2 процентов, как правило, это кость, скребки по коже, кремниевые ножи. В Ярославской области основным памятником является стоянка Золоторучье, ее исследовал ученый Дмитрий Крайнов 60-х годах прошлого века. Другая известная стоянка — Ивановское, не доезжая Переславля-Залесского.
В эпоху мезолита наши предки проявили себя как опытные рыболовы и охотники. Наш регион относится к территории с поздним развитием сельского хозяйства, климат не позволял выращивать злаковые культуры. Но вот что любопытно: пока человек ел рыбу и мясо, он имел абсолютно здоровые зубы. Именно включение в рацион зерна приводит к появлению кариеса.
Искусство мезолита должно быть известно не менее знаменитых ярославских фресок XVII века! — убеждена Ася Энговатова, и рассказывает о том, что уже тогда люди стремились к красоте и расшивали одежду орнаментами из зубов животных.
В эпоху неолита (Волосовская культура) на стоянках обнаруживаются предметы из янтаря, и эти находки для ученых являются хорошим маркером торговых связей людей каменного века. Другой маркер — наскальные изображения, но для изучения петроглифов необходимо отправиться в Карелию.
Сейчас, когда нас пугают то глобальным потеплением, то, напротив, новым ледниковым периодом, что вы можете сказать о климате каменного века?
— В период каменного века климат был разнообразный. В палеолит были довольно теплые периоды межледниковья, и, соответственно, были холодные времена, когда ледник стоял недалеко отсюда, и тогда на этой территории была тундра, росли травы. В эпоху неолита был период климатического оптимума, и температура была примерно на 3-5 градусов выше современной, и эти несколько градусов, на самом деле, немало. На смену тундре тогда пришли широколиственные леса. Но что хочу сказать: на протяжении всей жизни человечества климат неоднократно менялся как в одну, так и в другую сторону, и человечество успешно приспосабливалось, и успешно переживало все природные катаклизмы. Переживет и то, чем нас пугают современные климатологи.