Ярославский музей‑заповедник

Акция «Ночь искусств»

05.11.2019

Воскресным вечером в Ярославском музее-заповеднике прошла традиционная культурно-образовательная акция «Ночь искусств». Поскольку этот год объявлен Годом Театра в России, то и музейная «Ночь искусств» была насыщена всевозможными событиями и встречами, имеющими непосредственное отношение к Его Величеству Театру. «Театр и не только...» — так назвали это многожанровое мероприятие его организаторы.

Музейно-театрализованное действо развернулось сразу на двух площадках. В доме великого тенора и блистательного артиста ведущих оперных театров мира, Мемориальном доме-музее Л. В. Собинова, прошла презентация уникальной книги «Золотой петушок. Небылица в лицах», изданной к мировой премьере оперы «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова в театре «Опера С. Зимина» в 1909 году. В руках заведующей домом-музеем Аллы Аносовской небольшой, чуть потертый фолиант с чудесными иллюстрациями Ивана Билибина. Как это обычно бывает, книга дает толчок к неспешному разговору со многими отступлениями: речь шла и о судьбе самого художника, так трагически вернувшегося из эмиграции в 1936 году, чтобы умереть от голода в 1942-м; и о частной опере С. Зимина, на сцене которой пел и Леонид Собинов. Слушатели узнали и о брате великого артиста, Сергее Собинове, взявшем себе псевдоним Волгин — он тоже был оперным певцом, они с братом внешне похожи. И, конечно, говорили об опере «Золотой петушок», которая была запрещена для постановки в Большом театре, но очень полюбилась на Западе. На сцене Большого опера была поставлена в 1988 году. Фрагменты записи этой постановки стали яркой иллюстрацией к рассказу Аллы Васильевны. Также участники «Ночи искусств» в Собиновском доме в ходе экскурсии сотрудника музея Альбины Чикиревой познакомились с театральными костюмами Леонида Витальевича, каждый из которых был шедевром портновского и дизайнерского искусства. Завершающим актом «Ночи искусств» в Собиновском доме стал театральный капустник «Разговор с извозчиком», который разыграли молодые артисты Ярославского театрального института. Изюминкой представления стал тот факт, что сценарий этот был написан друзьями Леонида Собинова к его юбилею.

Имя «Орфея русской сцены», как величали Собинова современные ему критики, звучало и в насыщенной событиями и встречами программе «Театр и не только...», которая развернулась в Ярославском музее-заповеднике. Здесь можно было посмотреть запись летнего концерта «Собинов forever. Парад теноров», принять участие в викторине для знатоков и любителей театра «Театральный ликбез» и сфотографироваться в стилизованных «декорациях» сразу двух столичных театров — Большого и Мариинского, на сценах которых с большим успехом пел наш земляк.

Партнером «Ночи искусств» в музее-заповеднике в этом году стал драматический театр имени Волкова. В программе «Променад в образе» ведущие артисты театра Кирилл Искратов, Яна Иващенко, Анна Ткачева, заслуженные артисты России Татьяна Малькова и Ирина Сидорова прочли монологи и разыграли сцены из разных спектаклей. Илья Варанкин, представший перед публикой в роли Шуры Балаганова из спектакля «Золотой теленок», блестяще справился и с ролью ведущего театрального дефиле.

Костюм стал и главным героем встречи с модельером Инной Аладьиной. Инна удивительная! Будучи мамой четырех детей и швеей-самоучкой, она придумала и сшила такие чудесные театральные платья для Джульетты (той самой, шекспировской героини), что на традиционном Венецианском конкурсе платьев Джульетты заняла в один год — первое место, а в другой — уверенно взяла «серебро». На встрече с почитателями своего швейного и дизайнерского таланта (а таких оказалось немало), Инна Аладьина просто и без утайки рассказала о том, как пришла в эту профессию, как начинала шить по выкройкам из популярного журнала «Burda», как страшно было первый раз шить на заказ... Маркетолог по своей основной профессии, модельер Инна Аладьина прекрасно понимает роль рекламы.

Что такое пиар не является и секретом для доктора филологических наук, профессора МУБиНТа Валентина Степанова. Как управлять своей жизнью, как правильно формулировать задачи и идти к их достижению — об этом шла речь на тренинге Валентина Николаевича, и послушать его собралось немало зрителей. Площадкой для этой встречи стала постоянная экспозиция «Слово о полку Игореве».

И, хоть нельзя объять необъятное, но музейная «Ночь искусств» вместила еще многое: мастер-класс по созданию собственного плаката; авторские экскурсии на нескольких музейных выставках; обучение правилам этикета на званом ужине; просмотр хроникальных кадров со съемок популярных фильмов XX века с комментариями заместителя директора Российского государственного архива кинофодокументов Риммой Моисеевой, и многое-многое другое. Ну, а то, что все-таки вопреки стараниям организаторов, осталось за кулисами, найдет воплощение в новых музейных проектах.