Ярославский музей‑заповедник

29 и 30 июня в Ярославском музее-заповеднике прошел IX межрегиональный фестиваль керамики «Живая глина»

01.07.2024

— Целый год мы ждали именно вас, удивительных хранителей традиций, несущих на кончиках своих пальцев знание древнего гончарного ремесла, — этими словами заместитель директора Ярославского музея-заповедника Юлия Капустина открыла фестиваль.
Его участниками стали лучшие гончары и керамисты России из многих городов и регионов: Москвы и Ярославля, республики Удмуртия и Марий Эл, Волгоградской, Владимирской, Нижегородской, Костромской, Кировской, Волгоградской, Орловской, Рязанской, Новосибирской областей и даже острова Сахалин. Год от года ширится география участников, преумножается их число, растет профессиональный уровень конкурсантов. Фестиваль «Живая глина» не перестает удивлять, ставя перед участниками новые, подчас неожиданные задачи.

— В этом году мы придумали и проводим первый в России фестиваль по жгутовой технике. Нигде, никогда ничего подобного не было, и мы горды, что лучшие мастера, владеющие этой техникой, откликнулись и приехали в Ярославль, чтобы продемонстрировать свое мастерство, — сказал член жюри фестиваля, известный ярославский керамист Алексей Золотов. 

Потомственный гончар и керамист Алексей Золотов отметил: фестиваль «Живая глина» год от года уверенно задает новые тренды фестивальных керамических форумов, что делает ярославскую площадку более ценной и притягательной для профессионалов высокого уровня.

Еще одной особенностью этого года стало активное взаимодействие со зрителями: конкурсные работы участников «Битвы керамистов» стали основой для рождения целого города, названного его творцами Глинославль. Посетители фестиваля выступили в качестве сотворцов, создав своих персонажей, людей и животных, которые поселились в импровизированном глиняном городе.

Члены жюри с удовольствием отметили и заметно выросший уровень и качество изделий, представленных на маркете керамики. Это свидетельствует в пользу того, что ярославский фестиваль высоко котируется среди профессионалов.

Дивеевская глиняная игрушка, которую представили на маркете мастера из Нижегородской области Светлана Ерькина и ее сын Иаков, необыкновенно светлая, кремовая, точно просвеченная насквозь теплым солнечным светом. Комплименты и восторги посетителей мастера принимают с удовольствием, но скромничают:

Это глины у нас в Дивееве необыкновенные, белые в обжиге становятся. Почему? Потому что места у нас такие благословенные.

Светлана Ерькина — профессиональный художник, увлеклась глиной пятнадцать лет назад. Просто влюбилась в керамику, признается она, и когда ее пятеро детей подросли, с увлечением начала создавать удивительно добрые и светлые игрушки. У них в Дивееве теперь настоящая семейная мастерская. Сын Иаков лепит с 10 лет, уже сам преподает. Бренд «Дивеевская глиняная игрушка» мастера еще не зарегистрировали, но рады, что очень уж любима она народом — «просто нарасхват идет». И, действительно, прилавок к концу второго фестивального дня просто опустел.

Примечательно, что музейный фестиваль «Живая глина» в какой-то степени даже влияет на судьбы посетителей. Вот, например, Елена Мазур и ее дочь Полина два года подряд были просто зрителями на фестивале. А на третий год Полина сама увлеклась керамикой, стала создавать очень симпатичные чашки и светильники, и на этом фестивале Елена и Полина уже не просто зрители, они — успешные участники маркета. Полина Мазур уверена, что нашла в керамике свое призвание. 

То, что участниками фестиваля в этом году стали семьи, очень важно: ведь 2024-й назван Годом семьи в России. И музейная выставка, которая ежегодно становится неотъемлемой частью фестиваля «Живая глина» в этом году рассказывает о целой семье талантливых керамистов Золотовых. 

Еще один актуальный тренд нашего времени — забота об экологии. Глина — самый экологичный материал, а потому неудивительно, что Ярославский музей-заповедник стал одним из активных участников проекта «Фестивальная экологика». Руководитель проекта Ольга Лилеева рассказала, что генеральной линией проекта является экологическое просвещение и обучение организаторов фестивалей (а только в Ярославской области их ежегодно проходит более двухсот) как делать массовые мероприятия максимально экологичными.

— Музей-заповедник — один из флагманов нашей «Фестивальной экологики», мы активно и успешно сотрудничаем с музеем на всех его площадках, и надеемся, что организаторы других массовых событий будут брать пример с музея-заповедника, — сказала Ольга Лилеева.

Пока участники «Битвы керамистов» выполняли сложные конкурсные задания — лепили в жгутовой технике цилиндры, необычные вазы или соревновались в изготовлении самого длинного жгута — гости фестиваля наслаждались обществом двух известных персонажей, имена которых начинаются на букву «П»: Петрушки и... Пушкина. Петербургский театр «Папьемашенники», созданный Всеволодом Мизениным в 2005 году, продолжает традиции народного балаганного театра. Для бродячих потешников нет запретных тем, вот и на «солнце русской поэзии» артисты лихо замахнулись, представив на суд зрителей цикл мини-спектаклей «П наше..Ё». Зрители были в восторге! 

Безусловно, украсили два фестивальных дня выступления фольклорных ансамблей «Улейма» (Ярославль) и «УРА!» (Москва), фолк-н-хоп группы «Притоп тритона» (Санкт-Петербург). 

И хоть главное на любом фестивале, конечно, живое общение, конкурсный азарт и соревнование никто не отменял. 

Темой конкурса керамистов в Год семьи стал «Уют дома». На конкурс была представлена интерьерная керамика — светильники, вазы, композиции, которая наполняет пространство теплом человеческого общения и создает семейный уют. В категории «мастеров-любителей» победителями стали: 

1 место — Мурзинова Галина (Нижегородская область)
2 место — Монахова Ирина (Орловская область)
3 место — Ерькин Иаков (Нижегородская область)

Приз зрительских симпатий был вручен мастеру из Орловской области — Ирине Монаховой. 

Первое место в категории художников-профессионалов жюри решило не присуждать. «Серебро» разделили между собой московский художник Сергей Смоляков и Екатерина Лоншакова из Череповца (Вологодская область). «Бронза» тоже отправилась в столицу вместе с ее обладательницей Светланой Меркуловой. 

И в «Битве керамистов» два из трех призовых мест, первое и третье, заняли мастера из Москвы: Егор Дворянцев и Мария Свиридова. На вторую ступеньку символичного пьедестала почета поднялась Анна Зворыгина из Ижевска, Удмуртской республики. Приз зрительских симпатий был вручен москвичу Роману Ариону.


Что посетить