Ярославский музей‑заповедник

23 октября в Ярославском музее-заповеднике прошла уникальная программа для школьников археолога Владимира Зейфера

23.10.2024

Как рассказать о сложной науке археологии так, чтобы школьники младших классов не только слушали, раскрыв рот, но и откликались на любой вопрос рассказчика лесом поднятых рук, а, выходя с занятия, уже по-взрослому рассуждали о культурном слое и охранных раскопках? Ответ на этот вопрос кроется, точно редкая находка, в авторской интерактивной программе, которую придумал и проводит для детей Владимир Александрович Зейфер.

Он — научный сотрудник Института археологии РАН (Москва), полевой археолог, музейный сотрудник. Вот этот тройственный союз профессиональных интересов и стал поводом для рождения уникальной программы, в которой он с минимальным использованием академических терминов и максимально просто, с пошаговой визуализацией событий, рассказывает о том, что хранит наша земля, и каким образом каждая эпоха откладывает свой отпечаток. Премьера этой программы состоялась десять лет назад в Переславском музее-заповеднике, но за это время она не только не потеряла актуальности, но и обогатилась спецэффектами, которые производят неизгладимые впечатления не только на детскую аудиторию, но и на взрослых участников программы.

23 октября в Ярославском музее-заповеднике участниками уникальной программы ученого археолога Владимира Зейфера стали ученики четырех классов двух ярославских школ №№ 33 и 43. Все, о чем рассказывал Владимир Александрович — жизнь динозавров, извержение вулканов, первые поселения людей, строительство оборонительных валов, войны и татаро-монгольское иго XIII века и далее, до наших дней, сопровождалось удивительным живым действом: все это рассказчик разыгрывал и показывал слушателям, точно в театре, с помощью игрушечных динозавров, фейерверков, крошечных домиков, которые на самом деле сжигались при захвате города жестокими татаро-монголами. Сценой для разворачивающегося непрерывного действа стал изобретенный автором программы хроно-аквариум, ящик с одной стеклянной стенкой. Наглядно ученый объяснял и показывал, как изучают культурный слой ученые-археологи —бережно орудовал кисточкой в своем аквариуме, извлекая «находки», и тут же, игрушечным экскаватором безжалостно перемешивал «культурные слои», перевоплотясь в черного археолога. 

По окончании очень увлекательного урока детвора буквально засыпала рассказчика вопросами:

— Что вы будете делать, если вдруг докопаетесь до нефти?

— Как вы стали археологом?

— Случалось ли вам находить клады и можно ли что-то оставлять себе на память?

Ни один вопрос не остался без вдумчивого и развернутого ответа. Лектора юные слушатели наградили громкими аплодисментами, и, возможно, кто-то сегодня впервые задумается о выборе будущей профессии.