Ярославль сто лет назад
На фото вид города Ярославля. Начало XX в.
Представляем вашему вниманию выставку «Ярославль сто лет назад».
На выставке экспонируются копии фотографий и фотооткрыток с видами Ярославля конца XIX — первой четверти XX века из собрания Ярославского музея-заповедника.
С искусством фотографии Россия познакомилась еще во времена Николая I, когда по поручению Академии наук в Европе была закуплена аппаратура для изготовления фотоснимков. В 1840 году гравер и изобретатель Алексей Греков открыл в Петербурге «художественный кабинет» для портретной фотосъемки. Усовершенствовав европейский метод, А. Ф. Греков сделал фотографию относительно недорогой и удобной.
В 1841 году выходит брошюра под названием «Живописец без кисти и без красок, снимающий всякие изображения, портреты, ландшафты и проч. в настоящем их цвете и со всеми оттенками в несколько минут», авторство которой приписывают А. Ф. Грекову. В брошюре последовательно описан процесс съемки, приведены рецепты обработки, окраски, укрепления, лакировки материалов и получения изображения.
Всего через 11 лет первый фотосалон открывается и в провинциальном Ярославле. В город приезжает столичный мэтр — Иван Федорович Александровский, известнейший фотограф-портретист, «совершенствовавший свое мастерство в Германии, Франции и Лондоне». После организации довольно прибыльного фотоателье в Санкт-Петербурге, И. Александровский в 1851 году открывает фотоателье на Духовской улице (ныне ул. Республиканская, 40) для персональной фотосъемки.
Поначалу фотография, как все новинки, воспринимается провинциалами без энтузиазма. Поговаривали, что атмосфера фотоателье, насыщенная химическими испарениями, смертельно опасна, а на снимках могут проявляться не только люди, но и привидения. Нелицеприятными были и высказывания живописцев, видевших в модной технической новинке убийцу подлинного искусства.
На выставке экспонируются копии фотографий и фотооткрыток с видами Ярославля конца XIX — первой четверти XX века из собрания Ярославского музея-заповедника.
С искусством фотографии Россия познакомилась еще во времена Николая I, когда по поручению Академии наук в Европе была закуплена аппаратура для изготовления фотоснимков. В 1840 году гравер и изобретатель Алексей Греков открыл в Петербурге «художественный кабинет» для портретной фотосъемки. Усовершенствовав европейский метод, А. Ф. Греков сделал фотографию относительно недорогой и удобной.
В 1841 году выходит брошюра под названием «Живописец без кисти и без красок, снимающий всякие изображения, портреты, ландшафты и проч. в настоящем их цвете и со всеми оттенками в несколько минут», авторство которой приписывают А. Ф. Грекову. В брошюре последовательно описан процесс съемки, приведены рецепты обработки, окраски, укрепления, лакировки материалов и получения изображения.
Всего через 11 лет первый фотосалон открывается и в провинциальном Ярославле. В город приезжает столичный мэтр — Иван Федорович Александровский, известнейший фотограф-портретист, «совершенствовавший свое мастерство в Германии, Франции и Лондоне». После организации довольно прибыльного фотоателье в Санкт-Петербурге, И. Александровский в 1851 году открывает фотоателье на Духовской улице (ныне ул. Республиканская, 40) для персональной фотосъемки.
Поначалу фотография, как все новинки, воспринимается провинциалами без энтузиазма. Поговаривали, что атмосфера фотоателье, насыщенная химическими испарениями, смертельно опасна, а на снимках могут проявляться не только люди, но и привидения. Нелицеприятными были и высказывания живописцев, видевших в модной технической новинке убийцу подлинного искусства.
Начиная с 1860-х годов в Ярославской губернии открывается почти 70 фотосалонов. Большую популярность имеют галерея прусского подданного Альберта Августа Германа, фотоателье Альфреда фон Свейковского, расположившееся в престижном квартале на Власьевской улице (ныне ул. Свободы).
Помимо человеческой натуры, фотографов неизменно привлекают красоты Ярославля. В отличие от портретных снимков по заказу, пейзажная фотография стремилась запечатлеть для истории улочки, меняющиеся под натиском промышленного века. Поэтому фотографы с энтузиазмом фотографируют Ярославль, выбирая наиболее удачнее ракурсы и фиксируя повседневную жизнь города.
Видовые снимки приносили авторам неплохой доход, превращаясь в «открытые письма» (открытки), разлетавшиеся из Ярославля по всей стране.
Представленные на выставке фотографии ярославских набережных, церквей, монастырей, улиц, мостов дают нам возможность увидеть город таким, каким он был более ста лет назад, оценить градостроительные и архитектурные изменения, произошедшие в Ярославле с начала XX века.
Ярославль — один из немногих провинциальных городов России, в застройке которого представлены все основные направления русской архитектуры XVI-XX веков. Большинство дошедших до нашего времени церквей было построено в XVII веке, а регулярная планировка центральной части города сложилась в конце XVIII века. Высокая сохранность и преемственность в развитии градостроительства и архитектуры центра Ярославля обеспечила ему место в списке памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Рядом с фотографиями приведены цитаты из различных путеводителей по Ярославлю и губернии конца XIX — начала XX в. (цитаты приводятся без сохранения авторской орфографии и пунктуации).
Выставка посвящается 120-летию Ярославского фотографического общества.
Помимо человеческой натуры, фотографов неизменно привлекают красоты Ярославля. В отличие от портретных снимков по заказу, пейзажная фотография стремилась запечатлеть для истории улочки, меняющиеся под натиском промышленного века. Поэтому фотографы с энтузиазмом фотографируют Ярославль, выбирая наиболее удачнее ракурсы и фиксируя повседневную жизнь города.
Видовые снимки приносили авторам неплохой доход, превращаясь в «открытые письма» (открытки), разлетавшиеся из Ярославля по всей стране.
Представленные на выставке фотографии ярославских набережных, церквей, монастырей, улиц, мостов дают нам возможность увидеть город таким, каким он был более ста лет назад, оценить градостроительные и архитектурные изменения, произошедшие в Ярославле с начала XX века.
Ярославль — один из немногих провинциальных городов России, в застройке которого представлены все основные направления русской архитектуры XVI-XX веков. Большинство дошедших до нашего времени церквей было построено в XVII веке, а регулярная планировка центральной части города сложилась в конце XVIII века. Высокая сохранность и преемственность в развитии градостроительства и архитектуры центра Ярославля обеспечила ему место в списке памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Рядом с фотографиями приведены цитаты из различных путеводителей по Ярославлю и губернии конца XIX — начала XX в. (цитаты приводятся без сохранения авторской орфографии и пунктуации).
Выставка посвящается 120-летию Ярославского фотографического общества.
Членами общества могли быть не только мужчины, но и женщины. Вступительный взнос составлял 2 рубля, членский взнос — 3 рубля в год.
Кроме уплаты взноса, непременным условием вступления в общество было наличие собственных фоторабот.
Общество было призвано популяризировать, способствовать распространению и усовершенствованию искусства фотографии. Для этого члены общества устраивали выставки, публичные лекции, делились опытом с начинающими фотографами. Первая фотовыставка Ярославского фотографического общества состоялась в 1894 году.
В 1903 году фотографическое общество открылось и в Рыбинске.
После Гражданской войны и революции 1917 года многие фотографы прекратили свою работу. Ярославское фотографическое общество просуществовало в Ярославле до 1925 года.
Церковь Петра и Павла
Церковь Иоанна Предтечи
Церковь Ильи Пророка
Памятная книжка Ярославской губернии на 1862 г.
«... Всех зданий (кроме церквей) в 1861 году было 3810, в том числе 1286 каменных и 2515 деревянных. Жилых домов считается 2705, из них 445 каменных и 2260 деревянных. Магазинов и лавок 905. Православных церквей в городе 68, монастырей 3 (2 мужских и 1 женский) и 11 часовен. Жителей в Ярославле в 1861 году считалось обоего пола 31609 душ».
К. Д. Головщиков. История города Ярославля. 1889 г.
«Гостиниц с нумерами для приезжающих в городе 17, трактиров 57, постоялых дворов 21, ренсковых погребов 44, портерных 20, винных лавок 3, винных складов 2, кондитерских 4, булочных 21, часовых магазинов 5. Библиотек для чтения 3, книжных лавок 20, типографий 4, литографий 7. Театр, кружок любителей драматического и музыкального искусства... все же население города более 51 000».
Волжская набережная
Семеновский мост
Казанская улица
из письма И. С. Аксакова.
23 мая 1894 г.
«... Город белокаменный, веселый, красивый, с садами, с старинными прекрасными церквами, башнями и воротами; город с физиономией... Ярославль носит на каждом шагу следы древности, прежнего значения, прежней исторической жизни. Церквей бездна и почти ни одной — новой архитектуры; почти все пятиглавые, с оградами, с зелеными двором или садом вокруг. Прибавьте к этому монастыри внутри города, с каменными башнями, и вы поймете, как это скрашивает город, — а тут же Которосль и Волга с набережными, мостами и перевозами...»
К. Д. Головщиков.
История города Ярославля. Ярославль, 1889 г.
«Все наличные теперь церкви Ярославля... рассчитаны по своей вместимости на многолюдство; в некоторых из них находятся еще пространные с трех сторон паперти и в них придельные храмы. Есть храмы и в колокольнях. Вообще нынешний Ярославль прочной постройкой церквей, размером, изящной отделкой и строго правильным стилем так называемой Византийской архитектуры, редко встречаемой теперь в городах, может похвалиться вполне и... справедливо заслуживает внимания друзей церковной архитектуры».
Затон на реке Которосли
Вид на город
затон в пойме реки Которосли
Ярославль в его прошлом и настоящем.
Исторический очерк-путеводитель.
Ярославль, 1913 г.
«Ярославль! С одной стороны 58-я параллель северной широты, суровая, с трескучими морозами и суровыми ветрами зима, короткое лето, весна с майскими дождливыми днями, напоминающими собою конец октября, и с другой стороны удивительные художественные произведения в церковных фресках, произведения, поражающие иностранцев своею красочностью, разнообразным обилием содержания и пышностью фантазии, свойственной, казалось бы, скорее творческому гению солнечной, благодатной Италии, нежели бледному воображению угрюмого севера; и при этом — прихотливые формы церковного зодчества, создавшие в специальной литературе даже особый «ярославский стиль».
Ярославль в его прошлом и настоящем.
Исторический очерк-путеводитель.
Ярославль, 1913 г.
«Ярославское население! С одной стороны грубоватость, необщительность и даже кажущаяся дикость нравов, — с другой стороны у того же ярославца любовь и даже пристрастие к театральному искусству. Должно быть, с легкой руки Ф. Г. Волкова...».
Газета «Голос». 22 февраля 1913 г.
«Состоялось освещение и открытие железнодорожного моста через Волгу... Мост через реку Волгу у Ярославля при длине в 376 сажень, кроме железнодорожного сообщения, приспособлен также для пешеходов, для чего внутри пролетов устроены по обеим сторонам пути — тротуары... Мост состоит из семи пролетов: пяти больших и двух малых. Пролеты эти покоятся на двух береговых устоях.... и на четырех каменных речных быках... Общий же вес всего пролетного строения... достигает 376 000 пудов».
Газета «Голос» от 22 февраля (7 марта) 1913 г.
«Поезд очень тихим ходом прошел через весь мост и двинулся дальше по направлению к станции Ярославль-город... На берегу в это время стояла огромная толпа народа, собравшаяся полюбоваться редким зрелищем. Как только прошел поезд, вся масса публики устремилась на мост... В течение всего дня народ подходил к мосту, чтобы полюбоваться им».
Ф. Н. Никольский.
Путеводитель по Ярославской губернии.
Ярославль, 1859 г.
«Механический мост торжественно открыт в 1853 году. Сумма на сооружение моста, в количестве 100 000 рублей ассигнациями, пожертвована уездными городами здешней губернии, Ростовом и Угличем, каждым по 50 000 рублей ассигнациями».
Газета
«Ярославские губернские ведомости».
1852 г.
«...Заслуженная известность мостов американской системы, по которой сооружен мост ярославский, ручается за стойкость его и в предстоящей борьбе с наводнением. Стоит поздравить Ярославль с этой обновой! По громадности работ и укреплений — это твердыня, по легкости и красоте стиля — премилая игрушка, по ценности сооружений — одно из лучших украшений города!»
Ф. Н. Никольский.
Путеводитель по Ярославской губернии.
Ярославль, 1859 г.
«К числу важнейших в городе сооружений принадлежит механический мост через Которосль и земляная дамба, соединяющая главную часть города с заречьем до Московской заставы. Весенний разлив Волги и Которосли, затопляющий недель на шесть все низовье по берегам этих рек на большом пространстве, всегда производил величайшие затруднения в переправе через этот залив, особенно во времена ледохода. Не говоря о временах отдаленных, даже в первой половине XVIII столетия переправа здесь производилась на лодках и паромах...»
Мост через реку Которосль
Ф. Н. Никольский.
Путеводитель по Ярославской губернии.
Ярославль, 1859 г.
«С 1820-го года по 1827-й, при губернаторе тайном советнике А. М. Безобразове, Ярославль почти весь обновлен и украшен: построен губернаторский дом, распространено здание Демидовского высших наук училища, улучшены заведения приказа общественного призрения и дома призрения ближнего, отстроена Волгская набережная, проведен бульвар от Волги до Власьевской площади, воздвигнут памятник Демидову, многие улицы вымощены камнем...»
Ф. Н. Никольский.
Путеводитель по Ярославской губернии.
Ярославль, 1859 г.
«Другое замечательное сооружение, в числе общественных городских, Волгская набережная... С нею соединено воспоминание о щедротах двух Российских монархов, Александра Павловича и Николая Павловича, из коих первый, при посещении Ярославля в 1823 году, пожаловал на укрепление берегов Волги и Которосли 20000 рублей, а последний в 1831 году 70000 ассигнациями».
Ф. Н. Никольский.
Путеводитель по Ярославской губернии.
Ярославль, 1859 г.
«При подошве своей набережная обложена на значительную высоту крупным диким камнем, поверх которого проведена небольшая аллея, а остальная часть откоса покрыта дерном; вверху устроен широкий бульвар с террасами и беседками, отеняемый с уличной стороны деревьями, а с наречной обнесенный, в лучших частях набережной, чугунной решеткою».
Ф. Н. Никольский.
Путеводитель по Ярославской губернии.
Ярославль, 1859 г.
«С южной оконечности набережной, у Демидовского лицея, где в старину был дворец удельных князей, открывается картинный вид на длинное плесо Волги с ея окрестностями».
Волжская набережная
Волжская набережная
Правый берег Волги
Н. П. Боголюбов.
Волга от Твери до Астрахани.
СПб., 1862 г.
«Пароходная пристань находится на Волге, против женского духовного заведения. В 1861 году здесь останавливались пароходы трех обществ: «Самолет», «Польза», «Дружина». Первое поддерживало правильное сообщение верховья Волги с низовьем. Пароходы общества «Польза» ходили между Ярославлем и Рыбинском, а «Дружина» не имела правильных рейсов».
К. Д. Ушинский.
Поездка по России. Ярославль,
1869 г.
«Наконец мы у Ярославля. Какой это хорошенький, чистенький городок, когда смотришь на него с Волги! Над широкой рекой возвышается крутой берег, словно высокий крепостной вал. Шесть лощин. По этим лощинам, выложенным камнем, очень удобно подниматься в город: через них по набережной перекинуты красивые мостики».
А. А. Титов. Ярославль.
Путеводитель по г. Ярославлю.
М., 1883.
«...о времени отхода пароходов вверх и вниз по Волге определенно сказать нельзя, потому что, хотя и есть расписания, но они часто изменяются. Впрочем, все-таки бывает ежедневный приход и отход пароходов, как вверх, так и вниз, даже по нескольку раз в день, потому что в Ярославле существуют 4 легко-пассажирский пристани: Самолет, Общества по Волге, Зевеке и Моисеева».
П. Критский.
Прогулка по Ярославлю.
Ярославль, 1912 г.
«Спасский монастырь в летописях упоминается еще в начале XIII столетия; окружающие его стены выдержали осаду поляков в смутное время. Древнейшая в нем церковь построена после пожара в 1516 году, украшена живописью в 1563 году; поновление ея в 1781 году не стерло следов древности. В архиерейских покоях останавливался царь Михаил Федорович в 1613 году (с 21 марта по 16 апреля), ехавший после избрания на царство из Костромы в Москву. В ризнице монастыря богатая коллекция старопечатных книг, древних рукописей и монет, драгоценных облачений, посуды, утвари и пр.; есть рукописи XIII-XIV в., евангелие, писаное на пергаменте. Здесь найдено в 1795 году «Слово о полку Игореве».
Церковно-археологическое описание города Ярославля.
Ярославль, 1860.
«В виду величественной Волги, близ того места, где Которосль вливает в нее воды свои, высятся зубчатые каменные отвесные стены с следами амбразур, с остатками некогда грозных башен и с златоблестящими главами. Это древний Спасо-Преображенский монастырь, или ныне Архиерейский дом».
П. Критский.
Прогулка по Ярославлю.
Ярославль, 1912 г.
«Интересно пароходом съездить на Толгу — мужской монастырь, в 8 верстах от города, на левом берегу Волги, пристань-часовня. Основание монастыря относится к началу XIV века. В 1609 году пан Лисовский разгромил монастырь, ограбил и перебил монахов, погребенных в общей братской могиле, над которою поставлена часовня.... Святыня монастыря — явленная икона Толгской Божьей Матери».
П. Критский.
Путеводитель — справочник по Ярославлю
на 1916 г.
«Афанасьевский мужской монастырь — построен в 1615 году, резиденция викария, епископа рыбинского».
Географический словарь
Российского государства
1788-1789 гг.
«При сем монастыре [Афанасьевском] находится семинария... В ней учащихся более 500 человек, преподаются науки на латинском языке: грамматика, пиитика, риторика, философия и богословие, обучаются греческому, еврейскому, французскому и немецкому языка, а на российском арифметике, истории и географии».
Центральная часть города
Знаменская башня
П. Критский.
Прогулка по Ярославлю.
Ярославль, 1912 г.
«Лучшие улицы в городе — Духовская, Власьевская, Стрелецкая. Линия электрического трамвая прошла от пароходных пристаней к московскому вокзалу мимо мужской гимназии, бульвара, театра, гостиного двора, Спасского монастыря через американский мост; боковые линии ведут от него на Корзинкинскую фабрику, на станцию «Всполье», на Леонтьевское кладбище и к губернской земской больнице».
К. Д. Головщиков.
История города Ярославля.
Ярославль, 1889 г.
«Власьевская башня почти квадратная... В недавнее время башня эта надстроена... и в этой надстройке помещен бак, снабжающий Ярославль водой из городского водопровода. В баке этом помещается воды 16000 ведр».
Н. П. Боголюбов.
Волга от Твери до Астрахани.
СПб., 1862 г.
«Извозчики в городе по таксе: в один конец летом 15 коп., зимою 10 коп. серебром, осенью 30 коп., на целый день извозчику платят 2 руб. серебром».
К. Д. Головщиков.
История города Ярославля.
Ярославль, 1889 г.
«Биржевых извозчиков в городе до 450. Плата им установлена по утвержденной Думою таксе. Для перевозки тяжестей с железных дорог, пристаней, фабрик и заводов имеется в городе до 300 ломовых лошадей».
Колокольня
Казанского монастыря
Церковь Богоявления
Ансамбль церквей
Власьевского прихода
А. А. Титов.
Ярославль. Путеводитель по городу Ярославлю.
М., 1883 г.
«Богоявленская церковь. Церковь эта существовала уже в XII веке и была деревянною. Нанешняя же каменная была построена в 1684 году ярославским жителем Зубчаниновым. Престолов три: Богоявления Господня, Воспоминания Страшного суда и Димитрия Прилуцкого (теплый придел)... В 1831 году по случаю пожара бывшего в Преображенском храме Спасского монастыря, почивающие там мощи святых благоверных князей Федора, Давида и Константина временно находились в этой церкви и пребывали тут до 24 июня того же года».
Церковь Ильи Пророка
Театральная площадь
Набережная Волги
А. А. Титов.
Ярославль. Путеводитель по городу Ярославлю.
М., 1883 г.
«Ильинская церковь. Прежде на этом месте находились две деревянные церкви, холодная во имя св. Пророка Илии и теплая церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Вместо этих церквей прихожане, Ярославские купцы гостиной сотни Скрипины, построили в 1647 году ныне существующую церковь... Во время бывшего в 1658 году пожара эта церковь хотя и обгорела снаружи, но внутри ничего не пострадала, а потому до сих пор и сохранилась почти такою же, какою была в XVIIв., даже тогдашняя живопись уцелела... Украшения икон и церковная утварь очень ценны. Иконостасы замечательны».
Н. П. Боголюбов.
Волга от Твери до Астрахани.
СПБ., 1862 г.
«Вообще Ярославль носит на себе характер благоустройства и довольства; улицы чисты, просторны; здания благовидны, а некоторые дома даже отстроены роскошно со вкусом...»
Ильинская площадь
Городской Ильинский сад
Ярмарка
на Сенной площади
П. Критский.
Путеводитель – справочник по Ярославлю
на 1916 г.
«С 5 по 25 марта на Ильинской площади происходит ярмарка, на которую привозятся кустарные изделия, игрушки, посуда, галантерея («любая вещь на выбор 5 копеек»); ярмарка совершенно утратила свое прежнее значение и даже перестает быть излюбленным местом для гулянья, особенно с тех пор, как увеселительные балаганы перевели с Ильинской на Сенную площадь».
Ф.Н. Никольский.
Путеводитель по Ярославской губернии.
Ярославль, 1859 г.
«Огромная Ильинская площадь, с ее великолепною обстановкою, одна из красивейших в России – величественный памятник генерал-губернатора Алексея Петровича Мельгунова. До него здесь в беспорядке были разбросаны рыбные ряды и другие торговые заведения; даже поныне время от времени случаются на площади провалы в засыпанные погреба и наполненные водой подвалы».
Ф.Н. Никольский.
Путеводитель по Ярославской губернии.
Ярославль, 1859 г.
«… Улицы… исстари называются то по местным приходским церквам, например, Благовещенская, Духовская, Власьевская; то по сословию большинства народонаселения, как то: Подъяческая, Дворянская; то по местной промышленности и торговле, например, Калашная, Киселюха, Зарядье, Срубная, Подзеленье; то по главным выездам, например Борисоглебскя, Старо-Романовская, Московская, Угличская и т.п.»
П. Критский.
Путеводитель – справочник по Ярославлю на 1916 г.
«Замечательный храм Иоанна Предтечи, что в Толчкове, с его широко раскинутыми обширными галереями и тремя крыльцами изумительной детальной обработки… Неописуем эффект всех густо позлащенных 15 глав храма в сочетании с нежно красным ковром его стен, расцвеченных голубоватым узором изразцов…И никакая фотография не передаст того впечатления, какое производят группы куполов, галерей и крылец в совокупности с отдельно стоящей прекрасной колокольней….»
Церковь Иоанна Предтечи
Духовская улица
Церковь Иоанна Предтечи
Из сведения
ярославского санитарного врача
о состоянии города. 1901 г.
«Большая часть улиц и площадей города Ярославля замощена булыжником, причем в центре города улицы имеют мостовые сплошные, т.е. во всю ширину, а на окраинах только ленточные, то есть только посередине. Повсюду в городе имеются тротуары, в центре асфальтированные, а на окраинах – из щебня и песка…»
П. Критский.
Прогулка по Ярославлю.
Ярославль, 1912 г.
«Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках издали выделяется своей изящной архитектурой и отдельно стоящей 8-гранной шатровой колокольней. Построена эта церковь в 1654 году, разрисована альфресковой живописью в 1735 году; снаружи украшена цветными изразцами, выделанными из кирпича фигурами; особенной известностью пользуется изразцовой алтарное окно. В храме немало древних икон».
Ф.А. Никольский.
Путеводитель по Ярославской губернии.
Ярославль, 1859 г.
«В Коровниках две каменные церкви, которые с Волги представляют вид монастыря и придают большую красу городу. Главная церковь, во имя Иоанна Златоустого… построена посадскими людьми Иваном и Федором Федоровыми Неждановскими в 1654 году».
Воскресенская улица
Церковь Иоанна Златоуста
Архитектурный ансамбль
в Коровницкой слободе
Утраченные памятники
Памятник
П.Г. Демидову
Демидовский лицей
Власьевская церковь
Церковь Воскресения Господня, которая располагалась на углу Воскресенской улицы (ныне Революционная ул.) и Ильинской площади (ныне пл. Челюскинцев) была разобрана в мае 1930 г.
Здание Демидовского юридического лицея, сильно пострадавшее во время Ярославского восстания в июле 1918 г., разобрано в 1929 г.
Церковь Воскресения Господня, которая располагалась на углу Воскресенской улицы (ныне Революционная ул.) и Ильинской площади (ныне пл. Челюскинцев) была разобрана в мае 1930 г.
Церковь
Петра и Павла
Успенский собор
Успенский собор
П. Критский.
Путеводитель – справочник по Ярославлю
на 1916 г.
«Церковь Петра и Павла на Волжском берегу Ярославля, построенная в 1691 г., отличается необыкновенной величиной своих глав, насаженных на сравнительно тонкие шеи, и прекрасной изразчатой обработкой наличников алтарных окон».
Церковь Петра и Павла была закрыта в 1931 г. В 1937 г. снесена.
Церковь Петра и Павла была закрыта в 1931 г. В 1937 г. снесена.
Ф.Н. Никольский.
Путеводитель по Ярославской губернии.
Ярославль, 1859 г.
«Кафедральная церковь во имя Успения Божией матери построена каменным зданием в 1215 г. великим князем Константином Всеволодовичем, и перестроена по велению великого князя Иоанна III после бывшего в 1501 г. пожара. Ныне же существующая церковь построена в1646 г. Почивающие здесь мощи святых благоверных князей ярославских, Васили я и Константина Всеволодовичей, живших во второй четверти XIII столетия, обретены в 1501 г. при разобрании развалин прежнего собора после бывшего тогда пожара. В 1744 г. в бывший 20 февраля в соборе пожар они сгорели; сохранились только некоторые части, которые собраны в два ковчега и положены в новую раку на прежнем месте».
П. Критский.
Прогулка по Ярославлю.
Ярославль, 1912 г.
«… выходим к Успенскому кафедральному собору. Основан в 1215 г. на княжем дворе великим князем Константином Всеволодовичем, но тот храм сгорел; современный выстроен в 1646 г… В соборе много древних икон, из которых особо чтимые «Всех скорбящих радость», Смоленской Божьей матери, св. Николая Чудотворца и Ярославской Божьей матери…»
Успенский кафедральный собор в 1937 году был взорван.
Успенский кафедральный собор в 1937 году был взорван.
П. Критский.
Прогулка по Ярославлю. 1912 г.
«Ярославль красоты неописанной, - говорит А.А Григорьев (известный критик)... Всюду Волга и всюду история. Четыре дня прожил я в Ярославле и все не мог находиться по его церквям и монастырям, налюбоваться на его Волгу».
Очерки нынешней общественной жизни в России.
1868 г.
Ярославль, «умеющий беречь поэзию и сочетать ее …. С прихотливою пользой…. Богат самобытностью… и верно призван судьбою иметь еще великую судьбу в грядущем».