Ярославский музей-заповедник продолжает знакомить посетителей виртуального пространства с разнообразными коллекциями из своих музейных фондов. Настоящая выставка предлагает насладиться красотой художественных изделий, в изготовлении и украшении которых использован перламутр — удивительный природный материал, получивший любовь и широкое применение в самых разных видах искусства.
Современное русское название «перламутр» происходит от немецкого слова «perlmutter», означающего «мать, производительница жемчуга». Ранее в России его просто называли «раковина». Перламутр — это внутренний слой раковины—жемчужницы, состоящий из мельчайших пластинок минерала арагонита, разделенных воздушными прослойками. Проходя через них свет отражается и преломляется другими кристаллами, создавая при этом эффект радужных переливов. Перламутр образуется как в морских, так и в пресноводных раковинах и, в зависимости от места добычи, имеет разнообразные цветовые вариации. Особенно ценными считаются белые оттенки перламутра с голубым и розовым отливом. Жемчуг образуется только в тех раковинах, моллюски которых способны выделять перламутр. Издревле главными местами массовой добычи раковин с перламутровым слоем считались прибрежные воды Персидского залива, Красного моря, островов Тихого океана и Японии. Пресноводные жемчужницы добывали в реках Северной Европы и на русском Севере.
С древних времен перламутр привлекал к себе внимание человека удивительным разнообразием цветов и оттенков, по красоте не уступающих самому жемчугу, а также податливостью в обработке. В разные времена его воспевали поэты, вокруг перламутра и жемчуга складывались легенды, амулеты из перламутра, согласно поверьям, должны были отвращать от человека злые силы и привлекать духов-покровителей. История обработки и использования перламутра насчитывает более двух тысяч лет. Ожерелья, серьги, браслеты и другие украшения с этим камнем находят еще в гробницах Древнего Египта. Подвески из перламутра в виде рыбок с отверстием для ношения были обнаружены в раннехристианских катакомбах. В Древнем Риме перламутр ценился наравне с жемчугом, считаясь символом мудрости и власти — по легенде, стены дворца императора Нерона были облицованы пластинками перламутра. Во времена Средневековья особенно популярны среди знати были кубки и сосуды, украшенные перламутром — для этих целей употреблялись цельные, изящно закрученные раковины морских улиток, оправленные в серебро и украшенные тонкой гравировкой с изображением мифических морских чудовищ или русалок. Считалось, что напиток, налитый в подобный кубок, является целебным и продлевает жизнь. Расцвет обработки перламутра в Европе начался с XVI века.
Перламутровые реликвии Палестины
Большое применение перламутр получил в церковном искусстве для изготовления предметов христианского поклонения. Это преимущественно евлогии (в переводе с греческого «благословение»), предметы, призванные напоминать христианину о посещении им святых мест. Массово изготовляемые, рассчитанные на паломников самого разного благосостояния, они, в большинстве случаев, не имеют особой материальной или художественной ценности. Наиболее эффектны иконы-раковины с резными изображениями на выпуклой стороне. Они впечатляли русского человека экзотикой материала и загадочностью далекого заморского происхождения. Хранились эти овеществленные свидетельства дальних странствий в качестве семейных реликвий или предметов личного благочестия в божницах рядом с образами, передавались из поколения в поколение, другие жертвовались в храмы и монастыри.
В Святой Земле — месте паломничества богомольцев из разных частей христианского мира в течение столетий создавались различные церковные реликвии — от маленьких нательных крестиков и иконок до дарохранительниц и запрестольных крестов, которые охотно раскупались паломниками в качестве освященных сувениров. Перламутр был историческим материалом этих мест и особенно подходил для предметов духовного назначения: с античных времен перламутровая раковина символизировала смерть и надежду на возрождение, а в эпоху христианства стала одним из эпитетов Богоматери.
В XVIII — XIX веках центрами производства перламутровых христианских реликвий на востоке являлись Иерусалим и Вифлеем. Именно из этих городов происходит большинство перламутровых икон и крестов, находящихся в собрании музея.
Резьба создавалась на мелких и крупных раковинах, изготовленные из них изделия являлись произведениями различного художественного уровня, зависящего от профессионализма исполнителя. Перламутр в технологической обработке очень сложен. Поверхность раковины очищалась, выравнивалась, и, после нанесения рисунка выполнялись разные виды резных работ. На завершающем этапе перламутровая пластина полировалась и шлифовалась.
Долгое время из-за хрупкости материала мастера применяли только гравировку как наименее рискованный технический прием. Для усиления декоративного эффекта рисунок процарапанных линий подчеркивался подцветкой черной, красной и зеленой красками. Такую технику предпочитали греческие мастера.
В рельефной резьбе мастер прорезал изображение в глубину раковины, последовательно слоями снимая перламутр, создавая некоторый зрительный объем. В этой технике выполнено большинство представленных на выставке икон на раковинах.
Самой сложной и трудоемкой считается сквозная или просечная резьба, ею в совершенстве владели вифлеемские мастера. Эти изделия узнаваемы, некоторые содержат надпись с указанием города. Иконы с ажурными вставками сквозной резьбы наиболее эффектны, но и стоили они дороже. В растительно-цветочном орнаменте прорезных линий просматриваются тонкие стебли виноградных побегов, в которые иногда вплетаются крупные одиночные цветы. В палестинских перламутровых евлогиях они отождествляются с иерихонской розой — уникальным растением палестинской пустыни, символизирующим Воскресение.
Сюжеты резных изображений — это традиционные евангельские события: «Тайная вечеря», «Рождество Христово», «Воскресение», «Благовещение», «Поклонение волхвов», «Распятие», реже — отдельные образы святых. Выбор сюжета может служить косвенным указанием на место изготовления святыни. Нередко на одной иконе-раковине размещались сразу несколько композиций. Их иконография обычно повторяет западные образцы. Стилистическая особенность этих изделий — это симбиоз латинских, византийских, исламских и славянских элементов культуры.
Большая часть перламутровых икон-раковин в коллекции Ярославского музея имеет сюжет «Тайная вечеря» разной иконографии. На выставке представлены некоторые образцы этой продукции. Одна из лучших по качеству и сложности исполнения — вифлеемская икона «Тайная вечеря с праздниками».
Великолепной работой палестинского мастера является перламутровая панагия XIX века с изображением «Тайной вечери». Это один из немногих памятников в коллекции музея, происхождение которого известно. Панагия находилась в ризнице Ярославского архиерейского дома. Она выполнена из овальной перламутровой раковины и украшена серебряной золоченой оправой с оглавием в виде императорской короны. Декоративное оформление отличается изысканным минимализмом. «Жемчужник» и легкая сквозная «плетенка», часто используемые в декоре перламутровых реликвий, гармонируют со сдержанностью центральной композиции; дополнения в виде небольших серебряных шариков перекликаются с оглавием и цепью. Все вместе это придает изделию завершенность в соответствии с его статусным предназначением.
С Вифлеемом связана икона «Поклонение волхвов». Сцена размещена в арке, базирующейся на нарядных колоннах с капителями — одна из специфических особенностей палестинских икон. Образцами для создания таких конструкций служили великолепные храмы Святой Земли, которые славились красотой и многообразием мраморных колонн. Фон иконы орнаментирован ажурными вставками просечной резьбы, на одной из которых эффектно выделяется розетка в виде четырехконечной звезды — Вифлеемская звезда, возвещающая миру о рождении Спасителя.
Распространенная особенность палестинских икон — размещение на поверхности раковины нескольких сюжетов. Это позволяло резчику разнообразить выпускаемую продукцию, удовлетворяя разные предпочтения паломников. Основной сюжет часто дополнялся богородичным образом с Младенцем. На небольшом овальном образке из ярославской коллекции иерусалимский сюжет «Воскресение» соседствует с вифлеемским «Рождество Христово». Редким соединением сюжета и образов отличается двухчастная икона «Благовещение. Святой Иосиф», объединяющая всех представителей Святого семейства.
Кроме резьбы непосредственно на раковинах палестинские мастера владели техникой мозаичного набора из перламутровых пластин, которые монтировались на деревянной основе. Таким способом выполнена икона «Воскресение» с характерным иерусалимским сюжетом: парящий Христос на фоне храма Вознесения. Значительную часть поверхности иконы занимает широкая декоративная рамка с крупными цветами, напоминающая о воздействии исламского искусства. Она создает роскошное обрамление основному сюжету, подчеркивая значимость и торжественность происходящего события.
Аналогичная техника мозаичного набора использовалась при изготовлении напрестольных крестов, где перламутровая облицовка предмета нередко дополнялась накладными горельефными фигурками.
Особую ценность представляют памятники, связанные с историческими лицами. В ярославском собрании имеется миниатюрная перламутровая коробочка, крышку и донце которой украшает развернутая сцена «Воскресения». Выбор сюжета и техника резьбы предполагают иерусалимское происхождение памятника. На торцах коробочки перламутровые полоски скреплены металлическими пластинами с гравированной надписью: «приидите поклонимся и припадемъ къ Христу».
Коробочка принадлежала архиепископу Ярославскому и Ростовскому Нилу (в миру — Николай Федорович Исаакович (1799-1874)) и была подарена ему паствой в период архипастырства в Иркутске (1838-1853). Для музея она была приобретена Ярославской губернской ученой архивной комиссией у священника Борисоглебского уезда Ярославской губернии, служившего у архиепископа Нила келейником. Точное ее предназначение неизвестно, изделие могло использоваться для хранения ладана. Среди перламутровых реликвий такие памятники редки.
Перламутр в древнерусском и церковном декоративно-прикладном искусстве
Русским мастерам перламутр был хорошо известен и ценился наряду с драгоценными материалами. Он был излюбленной вставкой у придворных ювелиров, перламутровой «чешуей» украшали чаши, табакерки, коробочки, всевозможную церковную утварь. В XVIII-XIX веках в большинстве украшений перламутр использовали наравне с драгоценными камнями. Лучшие мастера-ювелиры применяли его для создания самых статусных, элитных предметов как церковного, так и светского характера.
Великолепным образцом такого изделия является драгоценная лампада работы московского мастера из коллекции Ярославского музея-заповедника. Верхняя часть лампады имеет форму барабана с перламутровой боковой стенкой, украшенной по краю сканым орнаментом из завитков. На барабане гравирована надпись: «От граждан Ярославль 1610 8 июля 1910». Это памятный вклад горожан в ярославский Казанский монастырь в честь его трехсотлетия. Наряду с перламутром, мастер использовал изумруды и множество полудрагоценных камней и самоцветов — они размещены не только по тулову, но и в украшающих лампаду двенадцати подвесках с бусами на концах. Это многоцветие придает произведению праздничный вид, соответствующий юбилейному торжеству, а нежный мягкий перламутр добавляет утонченность и благородство.
Необычайно красивы и изящны две разновеликие чарочки XVII века, выполненные из особенно ценного розового перламутра. В этих работах перламутр — основной материал. Перламутровые пластины плотно прилегают друг к другу, создавая необходимую форму, а поддоны и ненавязчивые декоративные детали из золоченого серебра придают изделиям завершенность, подчеркивая красоту перламутровых переливов. Особенно оригинальна миниатюрная чарочка с четырьмя ножками в виде лежащих львов на поддоне и фигурными ручками с головками драконов. Чарки принадлежали ростовскому князю Михаилу Михайловичу Темкину-Ростовскому (ум. В 1661 г.), о чем свидетельствуют гравированные на оправах надписи. В ярославский музей они поступили из Ростовского архиерейского дома, куда, по-видимому, были переданы самим князем.
Символизм и эстетическое восприятие перламутра как нельзя более подходили для его применения в церковном искусстве. В XIX веке в России перламутр пробовали применять как основной фон при написании икон для передачи ощущения высшего горнего мира. Просвечивая и играя сквозь нанесенные на него тончайшие слои прозрачных красок, перламутр создавал эффект внутреннего свечения изображенных святых. Однако, это искусство не получило развития. Таких памятников сохранилось немного.
В этой редкой технике выполнен образ Богоматери на драгоценной панагии из коллекции Ярославского музея. Панагия принадлежала епископу Суздальскому Павлу (в миру — Павел Петрович Борисовский (1867-1938)) и была подарена ему преподавателями и учащимися Владимирской духовной семинарии, где он в течение нескольких лет был ректором. На оборотной стороне на оправе гравирована памятная надпись с указанием даты: 5 мая 1916. Впоследствии (с мая 1932 года) Павел Петрович Борисовский был возведен в сан митрополита Ярославского и Ростовского.
Прекрасной работой московского ювелира является напрестольный серебряный крест 1882 г. В фигурных окончаниях креста помещены овальные перламутровые вставки-клейма с живописными изображениями Саваофа, Богоматери, Иоанна Богослова, а также Главы Адама. На перламутровой пластине в основании креста живописью по перламутру выполнен сюжет «Моление о чаше». Перламутровые клейма заключены в металлические оправы, украшенные камнями-стеклами в кастах.
Предметы церковного искусства в коллекции Ярославского музея-заповедника многочисленны и разнообразны: это различного назначения кресты, иконы, драгоценная литургическая утварь, облачения. В украшении большинства из них присутствует перламутр. Русский Север был богат речными раковинами-жемчужницами. Их тонкий радужный слой был слишком хрупким для резьбы, но хорошо подходил для отделочных работ. Рубленый перламутр массово применялся наряду с речным жемчугом и жемчужными плашками. На выставке представлена лишь часть этих предметов, самые ранние — небольшие наперсные кресты, именуемые «корсунскими», датируются XVI веком. Большинство этих изделий неповторимы, сочетают в себе разные материалы и техники, дополнены драгоценными оправами и вставками.
По византийской традиции иконы на Руси украшались окладами из драгоценных металлов, которые часто дополнялись шитыми ризами, где перламутр применялся наряду с жемчугом, бисером, стеклянными бусинами, а также драгоценными и полудрагоценными камнями в золоченых кастах. Этот минерал органично сочетается как с дорогими, так и с дешевыми материалами. В ризах для икон его часто комбинировали с бисером, плотно покрывая шитьем всю поверхность иконы, оставляя открытыми только лики и руки святых. Благодаря присутствию перламутра такие изделия приобретали легкий мерцающий блеск. Наиболее часто шитыми ризами украшали Богородичные образы. Несколько ярких образцов шитого иконного убора XVIII-XIX веков из коллекции Ярославского музея-заповедника демонстрируется на нашей выставке.
Перламутр в украшениях и женских головных уборах традиционного русского народного костюма
Изобилие жемчуга и перламутра, красота этого природного материала оказали влияние на формирование эстетики традиционного русского народного костюма. Доступный и относительно недорогой перламутр наряду с бисером и стеклярусом применяли для отделки одежды, из него изготавливали украшения — серьги, бусы, ожерелья. Особенно щедро расшивались женские головные уборы. Богатство головного убора позволяло рассчитывать на более богатого жениха.
Искусно выполненные женские и девичьи головные уборы представляют подлинные произведения искусства. Выразительным элементом их украшений являются поднизи, спускающиеся на лоб и виски, обрамляя лицо. Сплетенные из жемчужных, перламутровых или бисерных нитей, они плавно покачивались при каждом движении головы, отчего на лицо падали мягкие блики, визуально делая его светлее.
Ярославский музей-заповедник обладает богатейшей коллекцией праздничных женских и девичьих головных уборов XVIII-XX века из северных и центральных губерний России. На выставке представлены повязка и кокошник из коллекции музея.
Повязка сшита из шелковой ткани, передняя часть украшена галуном. Очелье из холста орнаментировано круглыми розетками, шитыми перламутровыми плашками, цветными стеклами и рубленым перламутром. Поднизь из рубленного перламутра спускается в виде пяти полукруглых фестонов. Задняя часть («хлобыстень») из шелковой узорной ткани окантована металлическим кружевом.
Повязка — один из старинных праздничных головных уборов русских девушек, известных с ХVI века. Их надевали в особо торжественные дни: на святочные вечеринки-игрища, на весенне-летние гулянья молодежи. В начале ХХ века повязка была в основном свадебным головным убором.
Головной убор молодой женщины — кокошник, именуемый «каргопольский» примечателен своеобразной формой с выступающим надо лбом рогом, с наушниками и плоским верхом. Приподнятое очелье густо расшито рубленым перламутром и перламутровыми плашками. По краю очелья спускается густая сетка однорядной поднизи, низанная рубленым перламутром с добавлением бисера. Наушники и позатыльник (задник) также орнаментированы розетками из перламутра на шитом золотными нитями фоне.
В ХVIII-ХIХ веках кокошники были одним из распространенных русских головных уборов среди крестьянок и горожанок, принадлежавших к купеческому и мещанскому сословию. Они были разнообразны по форме и характеру украшений и предназначались для больших праздников. Шили их из дорогих тканей — шелка, атласа, бархата, парчи. Кокошники считались большой семейной ценностью, поэтому их бережно хранили и передавали по наследству.
Перламутр в светском декоративно-прикладном искусстве XIX-XX века
Во всем мире, в том числе в России, перламутр особенно широко применялся декоративно-прикладном искусстве. Это ювелирное дело, украшение интерьеров, оружия, шкатулок и утвари. Ассортимент изделий, выполненных с применением этого материала невероятно велик. Из него изготавливали пуговицы, запонки, гребни, различные вставки. С древности перламутр используется для инкрустации различных предметов быта, мебели, музыкальных инструментов и изготовления украшений. Изделия XIX-XX веков из различных фондов Ярославского музея-заповедника, выполненные мастерами России, Франции, Сирии наглядно демонстрируют это искусство.
Перламутр в современном ювелирном искусстве
Отдельная область применения перламутра — ювелирные украшения. Экзотический морской материал с его нежной богатой цветовой палитрой издавна привлекал внимание ювелиров. В завершение нашей выставки мы предлагаем насладиться яркими уникальными работами современного ярославского мастера Николая Нужина, для которого перламутр, по собственному признанию художника стал самой большой любовью. В руках ярославского ювелира этот традиционный материал зазвучал по-новому. Тонкий сквозной пропил пластины перламутра в сочетании с выразительностью материала представляет замечательную игру изысканной графики на фоне бело-розово-голубых тонов. Лаконичные, элегантные работы художника, заключенные в тонкие серебряные оправы выглядят как миниатюрные драгоценные картины в рамках. Их отличает тончайшая уникальная резьба по перламутру, современная эстетика и определенная философия. Большинство произведений из серебра с перламутром художник создал в 1990-е годы. Коллекция брошей Николая Нужина из серии «Адамово яблоко» — одна из его многочисленных творческих находок.
На протяжении нескольких веков перламутр является одним из самых изысканных материалов в мировой художественной культуре. Представленные на выставке разнообразные изделия из фондов Ярославского музея-заповедника, демонстрируют широкий спектр применения этого уникального минерала, который, благодаря своим удивительным свойствам, остается вне времени и вне моды.