Ярославский музей‑заповедник

На вкус и цвет: реклама конфет

Автор текста: Горева А.В.

Мало кто из детей устоит перед шоколадным лакомством. Большинство взрослых тоже не способно отказать себе в удовольствии развернуть конфетную обертку. И чем ярче и наряднее фантик, тем желаннее конфета!
Уже в XIX веке предприниматели хорошо понимали, что лучшая реклама товара – его внешний вид. Ведь от красочности упаковки и ее привлекательности зависело очень многое, в том числе успех кондитерской фирмы.
Кондитерская промышленность в Российской империи начала развиваться в середине XIX столетия. Сначала жителей страны радовали сладкими джемами, мармеладом, ягодами в сахаре, вареньями и пряниками. Затем в Россию пришел экзотический шоколад. Вот тут-то и появились предприятия, специализировавшиеся на выпуске шоколадок и конфет с разнообразными начинками. Это были самые настоящие «шоколадные империи», владельцев которых в народе называли «королями». Все они заботились о процветании своих фабрик, выписывали из-за границы новейшее оборудование и лучших специалистов, разрабатывали все новые и новые рецепты сладостей.
При этом предприниматели никогда не забывали о рекламе, понимая, как важно всегда оставаться на слуху. На всю страну гремела слава кондитерских фабрик «Эйнем» (ныне «Красный Октябрь»), «Сиу и Ко» (фабрика «Большевик»), «Фабрично-торговое товарищество А. И. Абрикосова Сыновей» (кондитерский концерн «Бабаевский»). Названия этих фирм красовались на фасадах домов, в витринах магазинов, на афишных тумбах и плакатах. Издавались специальные красочные прейскуранты кондитерской продукции. Но особое внимание все «шоколадные короли» уделяли упаковке, рассматривая ее как лучшую, наиболее популярную в народе рекламу. Именно эта реклама становилась «лицом» фабрики и своеобразным «знаком качества».
Внешний вид упаковки и размещенная на ней информация часто подталкивали покупателя к выбору конкретного товара или фирмы. Поэтому упаковку старались сделать не только красочной, но и информативной. На ней всегда изображались торговая марка, медали, полученные на всеросийских и международных выставках, сообщалось, что торговый дом является поставщиком Императорского Двора.
Развитию рекламы способствовала и все возрастающая конкуренция. Благодаря ей знаменитые кондитерские предприятия соперничали друг с другом и создавали настоящие рекламные шедевры. Многие предприниматели для создания фантиков и коробочек приглашали профессиональных художников.
Помимо этого, каждая фирма считала необходимым использовать праздники как повод для популяризации своего товара. К Рождеству, Пасхе, именинам, а также юбилейным датам ассортимент товаров значительно увеличивался, а подача его становилась все более оригинальной. В дни больших торжеств предлагались товары в специальной юбилейной упаковке.
Упаковка была настолько хороша, что часто становилась своеобразным сувениром, ее коллекционировали и берегли на память. В свое время большую коллекцию конфетных и шоколадных оберток собрали члены Ярославской Губернской Ученой Архивной Комиссии (1894-1924 гг.).
Сейчас в собрании Ярославского музея-заповедника около 5000 оберток, которые являются важным информационно-историческим источником. В их оформлении отражается вся жизнь страны конца XIX – начала XX веков: быт, культура, искусство, политика, а также вкусы и предпочтения своего времени.
Познакомиться с нашей самой сладкой «историей» приглашает виртуальная выставка «На вкус и цвет: реклама конфет».

«Товарищество А. И. Абрикосова Сыновей в Москве».
Компания Абрикосова - одна из старейших российских семейных кондитерских фирм.
Упаковка от пастилы. «Товарищество А.И.Абрикосова Сыновей». Конец XIX-начало XX вв. Знаменитую фамилию своим наследникам подарил основатель семейного дела - Степан Николаев. По рождению Степан был крепостным и работал на барыню, готовя для нее удивительные сладости. Особенно ему удавалась абрикосовая пастила. Благодаря таланту, «абрикосовый мастер» уехал на обучение кодитерскому делу в Москву. Там он смог собрать капитал и выкупить всю свою семью. Уже через несколько лет он открыл собственную бакалейную лавку и официально приписался к Семеновской купеческой слободе. А в 1814 году бывший крепостной взял себе «говорящую» фамилию Абрикосов, увековечившую его легендарную пастилу.
Позднее, в 1850 году, внук Степана Абрикосова – Алексей Иванович сумел превратить кондитерское дело своей семьи в по-настоящему гигантское производство.
Кондитерская обертка. «Товарищество А.И.Абрикосова Сыновей». Конец XIX- начало XX вв. Кондитерская обертка. «Товарищество А.И.Абрикосова Сыновей». Конец XIX- начало XX вв. Кондитерская обертка. «Товарищество А.И.Абрикосова Сыновей». Конец XIX- начало XX вв.
Молодой и талантливый купец сразу понял: мало произвести продукт, важно его продать. Алексей Абрикосов развернул настолько мощную рекламную кампанию, что ее масштабы поражают даже современных маркетологов. По некоторым оценкам, затраты на рекламу и упаковку доходили до пятой части всех расходов. Для создания фантиков и коробок Алексей Абрикосов пригласил профессиональных художников, а возглавлял цех упаковки известный живописец Федор Шемякин.
Название торговой марки «Абрикосов» постоянно оставалось на слуху у жителей Российской империи. Имя Абрикосова красовалось на афишных тумбах, плакатах, вывесках на фасадах домов и в витринах. Издавались специальные красочные прейскуранты кондитерской продукции.
Конфетная обертка. «Товарищество А.И.Абрикосова Сыновей». Конец XIX - начало XX вв. Кондитерская обертка. «Товарищество А.И.Абрикосова Сыновей». Конец XIX- начало XX вв. Кондитерская обертка. «Товарищество А.И.Абрикосова Сыновей». Конец XIX- начало XX вв.
Товарищество неоднократно устраивало оригинальные рекламные акции. Например, в один из юбилеев А.С. Пушкина всем гимназистам Москвы подарили шоколадки с портретом поэта.
Частенько покупателей привлекали в кондитерские магазины с помощью «газтных уток». Однажды в газете была опубликована «новость» о том, что в одном магазине Абрикосовых продавщицами работают только блондинки, а в другом – только брюнетки. Покупатели немедленно отправлялись проверять, так ли это на самом деле. Однако, попадая в магазин и видя перед собой широчайший ассортимент сладостей, о «новостях» все мгновенно забывали.
Конфетная обертка. «Товарищество А.И.Абрикосова Сыновей». Конец XIX - начало XX вв. Конфетная обертка. «Товарищество А.И.Абрикосова Сыновей». Конец XIX - начало XX вв. Конфетная обертка. «Товарищество А.И.Абрикосова Сыновей». Конец XIX - начало XX вв. Конфетная обертка. «Товарищество А.И.Абрикосова Сыновей». Конец XIX - начало XX вв.
Продукция Абрикосовых была привлекательна как для взрослых, так и для детей. На упаковках изображали домашних животных – кошечек, собачек. Часто эти изображения привлекали внимание своей непосредственностью, восхищали и очаровывали, возвращали в детство.
Конфетная обертка. «Товарищество А.И.Абрикосова Сыновей». Конец XIX - начало XX вв. Конфетная обертка. «Товарищество А.И.Абрикосова Сыновей». Конец XIX - начало XX вв.
У главных сладкоежек – детей особенной популярностью пользовались «абрикосовские» открытки-вкладыши. Тем, кто собирал полную серию, полагались подарки от кондитерской фабрики.
Конфетная обертка. «Товарищество А.И.Абрикосова Сыновей». Конец XIX - начало XX вв. Конфетная обертка. «Товарищество А.И.Абрикосова Сыновей». Конец XIX - начало XX вв. Конфетная обертка. «Товарищество А.И.Абрикосова Сыновей». Конец XIX - начало XX вв. Конфетная обертка. «Товарищество А.И.Абрикосова Сыновей». Конец XIX - начало XX вв.
В 1918 году фабрика была национализирована.  В 1922 ее переименовали в фабрику имени Петра Бабаева (рабочий железнодорожного депо Москва-Сортировочная, погибший от руки белогвардейца). Сегодня кондитерское предприятие известно нам по бабаевскому шоколаду.
Конфетная обертка кондитерской фабрики имени П.А.Бабаева. 1920-е гг. Конфетная обертка кондитерской фабрики имени П.А.Бабаева. 1920-е гг.

Ярославская кондитерская фабрика «Бельфор».
В начале XX столетия в Ярославле существовало более десятка кондитерских фабрик и кондитерских заведений. Наиболее известной из них стала фабрика молодого предприимчивого купца Василия Платоновича Кузнецова. Открытая осенью 1902 года, она получила звучное название по моде того времени - «Бельфор» в честь небольшого французского городка.
Конфетная обертка кондитерской фабрики «Бельфор». Конец XIX - начало XX вв. Конфетная обертка кондитерской фабрики «Бельфор». Конец XIX - начало XX вв. Конфетная обертка кондитерской фабрики «Бельфор». Конец XIX - начало XX вв.

Конфетная обертка кондитерской фабрики «Бельфор». Конец XIX - начало XX вв.Оборудование для фабрики было приобретено в основном подержанное, однако несомненной гордостью Василия Платоновича была паровая машина московского производства, благодаря которой, фабрика сразу оставила позади всех местных производителей.
Для того, чтобы привлечь внимание покупателей к своей продукции, Кузнецов прибегал к небольшим хитростям. Например, на фабрике выпускали конфеты, названные популярными женскими именами, а также «танцевальные» конфеты, по которым можно было выучить названия танцев и их фигуры.
Конфетная обертка кондитерской фабрики «Бельфор». Конец XIX - начало XX вв. Конфетная обертка кондитерской фабрики «Бельфор». Конец XIX - начало XX вв. Конфетная обертка кондитерской фабрики «Бельфор». Конец XIX - начало XX вв. Конфетная обертка кондитерской фабрики «Бельфор». Конец XIX - начало XX вв.
Уже через пару лет кузнецовские сладости завоевали награды крупнейших международных выставок.
Ассортимент фабрики был широчайшим. Кроме привычных монпансье и пастилы, предприятие Кузнецова специализировалось на выпуске различного печенья, халвы и шоколада. Названия конфет и карамелей почти не повторялись. Среди них конфеты с малознакомыми для нас названиями: «Цеппелин» (дирижабль) или «Субретка» (актёрское амплуа, традиционный комедийный персонаж, бойкая, остроумная, находчивая служанка).
Конфетная обертка кондитерской фабрики «Бельфор». Конец XIX - начало XX вв. Конфетная обертка кондитерской фабрики «Бельфор». Конец XIX - начало XX вв.
Кроме того, «Бельфор» выпускал целые серии конфет: посвященные известным операм и опереттам: «Кармен» Ж. Бизе, «Лакмэ» Л. Дэлиба, «Веселая Вдова» Ф. Легара, юбилею Н.В. Гоголя, историческим юбилеям и событиям.
Конфетная обертка кондитерской фабрики «Бельфор». Конец XIX - начало XX вв. Конфетная обертка кондитерской фабрики «Бельфор». Конец XIX - начало XX вв. Конфетная обертка кондитерской фабрики «Бельфор». Конец XIX - начало XX вв. Конфетная обертка кондитерской фабрики «Бельфор». Конец XIX - начало XX вв. Конфетная обертка кондитерской фабрики «Бельфор». Конец XIX - начало XX вв.
Над «Ребусной» карамелью можно было «поломать голову», «Детская» задавала загадки, а «Гадательная» предсказывала судьбу. Конфетные фантики и этикетки, отпечатанные в лучших типографиях, становились своеобразным произведением искусства.
Конфетная обертка кондитерской фабрики «Бельфор». Конец XIX - начало XX вв. Конфетная обертка кондитерской фабрики «Бельфор». Конец XIX - начало XX вв.
Конфетная обертка кондитерской фабрики «Путь к социализму». 1990-е гг.С наступлением Первой мировой войны фабрика «Бельфор» перешла на производство вермишели и макарон, а после революции она была национализирована. В сентябре 1919 года на ее базе появилась Ярославская государственная кондитерская фабрика №1, позднее известная как «Путь к социализму». 18 ноября 1992 года предприятие было преобразовано в ТОО «Ярославлькондитер» - последний известный бренд нашего времени, переставший существовать в 2010 году.

«Товарищество Эйнем».
Рекламная карточка. «Товарищество Эйнем». Конец XIX - начало XX вв.Фирма была основана в 1867 году талантливым предпринимателем Теодором Фердинандом фон Эйнемом. Эйнем долго и упорно шел к своей мечте – производству кондитерской продукции. В начале он занялся изготовлением пилёного сахара, потом организовал на Арбате небольшую мастерскую по выпуску шоколада и конфет. В 1857 году Эйнем встретил своего будущего компаньона Юлиуса Гейса. Накопив достаточный капитал, предприниматели выписали из Европы новейшую паровую машину и приступили к постройке фабрики на берегу Москвы-реки (на Софийской набережной). В справочнике «Фабрично-заводские предприятия Российской империи» об этом факте была сделана запись: «Эйнемъ. Товарищество паровой фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений. Год основания 1867».
Предприниматели уделяли большое внимание ассортименту своей фабрики. Они выпускали всевозможные карамели, леденцы, шоколад, пастилу, печенье. Именно «Эйнем» впервые познакомил жителей Российской Империи с тогда еще экзотическим напитком какао, а также традиционным английским лакомством – бисквитными пирожными.
Лист календаря с рекламой «Эйнем». Начало XX в. Лист календаря с рекламой «Эйнем». Начало XX в. Лист календаря с рекламой «Эйнем». Начало XX в. Лист календаря с рекламой «Эйнем». Начало XX в.
Даже после скоропостижной смерти Теодора Эйнема в 1878 году, торговая марка «Эйнем» продолжила существование. Благоразумный Юлиус Гейс решил не менять хорошо известное всей стране название предприятия.
Особое внимание Гейс сосредоточил на продвижении товара и его рекламе. Конфетам и шоколаду давались звучные названия: «Ампир», «Миньон», «Боярский», «Комета», «Золотой ярлык». Над созданием дизайнов упаковки работали известные художники: Михаил Врубель, Лев Бакст, Иван Билибин, Александр Бенуа.
Конфетная обертка. «Товарищество Эйнем». Конец XIX - начало XX вв. Конфетная обертка. «Товарищество Эйнем». Конец XIX - начало XX вв.
Среди всего кондитерского «креатива» особенно выделялись фигурные сладости: печенье, карамель. Любовью покупателей пользовались мучные «рыбки», а также фигурки животных, сделанных из марципана.
Для маленьких любителей сладкого в магазинах устанавливались шоколадные автоматы, выпускались красочные серии шоколада и конфет на различные темы. «Шоколадные серии» частенько состояли из 12 картинок. Они имели на обороте занимательные факты из истории, либо рекламу другой продукции «Эйнем». Такие карточки нередко становились настоящим объектом коллекционирования.
Рекламная карточка. «Товарищество Эйнем». Конец XIX - начало XX вв. Рекламная карточка. «Товарищество Эйнем». Конец XIX - начало XX вв.

Рекламная карточка. «Товарищество Эйнем». Конец XIX - начало XX вв. Рекламная карточка. «Товарищество Эйнем». Конец XIX - начало XX вв.
Кондитерское производство «Эйнем» очень быстро стало одним из богатейших в стране. Уже к началу XX века компания владела двумя фабриками в Москве, филиалами в Симферополе и Риге, а также многочисленными фирменными магазинами в Москве и Нижнем Новгороде.
Конфетная обертка. «Товарищество Эйнем». Конец XIX - начало XX вв. Конфетная обертка. «Товарищество Эйнем». Конец XIX - начало XX вв.
Конфетная обертка кондитерской фабрики «Красный Октябрь». 1920-е гг.После революции 1917 г. предприятие было национализировано и переименовано в «Государственную кондитерскую фабрику №1, бывшую Эйнем». В 1922 г. фабрика получила новое название в духе революционного времени, так хорошо нам знакомое и сейчас - «Красный Октябрь».

Торговый дом «Сиу и Ко»
Кондитерское производство было налажено французским предпринимателем Адольфом Сиу в Москве в середине XIX века.
Дело у француза быстро пошло в гору. Всего за несколько лет маленькая кондитерская превратилась в настоящую фабрику, поставлявшую в рестораны и магазины Москвы торты, пирожные, конфеты, шоколад, мороженое, разные сорта кофе специальной обжарки.
Конфетная обертка торгового дома «Сиу и Ко». Конец XIX - начало XX вв. Конфетная обертка торгового дома «Сиу и Ко». Конец XIX - начало XX вв. Конфетная обертка торгового дома «Сиу и Ко». Конец XIX - начало XX вв.
Упаковка от шоколада торгового дома «Сиу и Ко». Конец XIX - начало XX вв.Гордостью Сиу всегда оставалось производство шоколада. Для изготовления шоколадных изделий предприниматель привозил шоколад-сырец из Европы, а также какао-бобы из Индии и Южной Америки. Удовольствие побаловать себя шоколадом от Сиу было не из дешевых. Стоимость плитки шоколада разнилась от 60 копеек до 1 рубля (тогда как фунт (410 грамм) ржаного хлеба стоил в среднем 2 копейки, а фунт говядины – 14 копеек).
Самым большим отделением на фабрике было карамельное.  Ассортимент карамели был чрезвычайно широк. Покупатели особенно полюбили конфеты с фруктовыми и ягодными соками, кремом, пралине, вареньем.
Каждую конфету заворачивали сначала в пергамент, затем в фантик с виньеткой. Вся эта работа выполнялась вручную – упаковщицами работали 150 женщин. В день все вместе они заворачивали в среднем около 875 тысяч конфет.
Конфетная обертка торгового дома «Сиу и Ко». Конец XIX - начало XX вв. Конфетная обертка торгового дома «Сиу и Ко». Конец XIX - начало XX вв. Конфетная обертка торгового дома «Сиу и Ко». Конец XIX - начало XX вв.
Благодаря умелому руководству, продуманной рекламе и разнообразной упаковке слава фирмы росла. В коробки с конфетами вкладывались красивые картинки, что очень нравилось детям.
Конфетная обертка торгового дома «Сиу и Ко». Конец XIX - начало XX вв. Jбертка от шоколада торгового дома «Сиу и Ко». Конец XIX - начало XX вв.
Конфетная обертка торгового дома «Сиу и Ко». Конец XIX - начало XX вв.Предприниматели использовали еще один оригинальный рекламный ход - изображения на упаковках часто сопровождались стихами. Особенно интересны рекламные тексты серии конфет «Цып-цып». На обертке из собрания Ярославского музея-заповедника красуется птичка на качелях с надписью:
«Хитрец, друзья, счастливей нас;
Недаром весел он безмерно:
Купил конфект он у Сиу, наверно».
Для продвижения своей продукции Сиу, одними из первых, начали применять рекламные акции. «При покупке 10 фунтов шоколада за раз от 1 рубля дается 1 фунт шоколаду и одна шоколадница для приготовления оного» – писали фабриканты в своих прейскурантах.
Конфетная обертка торгового дома «Сиу и Ко». Конец XIX - начало XX вв. Конфетная обертка торгового дома «Сиу и Ко». Конец XIX - начало XX вв.
К началу XX века торговый дом «Сиу и Ко» вошел в число крупнейших в стране. На предприятии было 20 цехов, где трудилось более 1200 сотрудников. К тому же, торговый дом имел крупную сеть фирменных магазинов в самых людных местах Москвы, Санкт-Петербурга, Киева и Варшавы. Фирма обладала собственными средствами доставки - фургонами, каретами и настоящей роскошью по тем временам - автомобилем.
В 1913 году страна с размахом отмечала 300-летие царского Дома Романовых. Кондитерские фирмы не остались в стороне и посвятили этому событию множество товаров: шоколадок, коробок печенья и банок с монпансье. Торговый дом «Сиу и Ко» к памятной дате выпустил целую серию конфет, а также знаменитое печенье «Юбилейное».
Конфетная обертка торгового дома «Сиу и Ко». Конец XIX - начало XX вв. Конфетная обертка торгового дома «Сиу и Ко». Конец XIX - начало XX вв. Конфетная обертка торгового дома «Сиу и Ко». Конец XIX - начало XX вв. Конфетная обертка торгового дома «Сиу и Ко». Конец XIX - начало XX вв.

Конфетная обертка кондитерской фабрики «Большевик». 1920-е гг.После революции 1917 г. предприятие, как и большинство других, было национализировано. В 1924 г. оно получило новое название – «Большевик». Несмотря на это, марка «Сиу и Ко» долго не хотела «исчезать», и при новых владельцах на упаковке товара печатали: «Большевик» («бывшая «Сиу и Ко»).