
Настоящей эпохой в истории Ярославского музея-заповедника стали 20 лет, когда здесь работал историк и краевед Михаил Германович Мейерович — с 1951 по 1970 год. 18 лет он был заместителем директора по научной части. Благодаря его высокому профессионализму и энергии, музей превратился в крупнейший научно-методический и научный центр. «Это были лучшие годы Ярославского музея» — так об этом времени пишет историк ярославского музейного дела Николай Павлович Рязанцев, один из учеников и коллега М. Г. Мейеровича.
Михаил Мейерович родился в Ярославле 12 ноября 1921 года в семье служащего. В 1926 году его отец «за незаконное предпринимательство» был выслан в город Ачинск. После окончания ссылки семья жила сначала в Кемерове, а затем в Луганске. Мейерович с теплотой вспоминал о годах детства — он был обычным советским юношей, свято верившим в светлое будущее. В 1939 году он окончил среднюю школу и поступил на исторический факультет Московского института философии, литературы, истории им. Н. Г. Чернышевского (МИФЛИ). В сентябре 1939 года со студенческой скамьи М. Г. Мейерович был призван в Красную Армию. Он прошёл всю Великую Отечественную войну — воевал на Южном, Северо-Кавказском и Закавказском фронтах, награждён орденом Отечественной войны II степени и 15 медалями, и был демобилизован в 1946 году. Со времён войны М. Г. Мейерович носил тонкие грузинские усы в память о своих боевых товарищах.
После демобилизации М. Г. Мейерович вернулся на исторический факультет Московского государственного университета (в годы войны МИФЛИ был слит с МГУ), который окончил с отличием в 1951 году. Окончание учёбы совпало с разгаром государственной антизападной и антисемитской кампании «борьбы с космополитизмом». Старший брат Мейеровича, известный под литературным псевдонимом как Ефим Холодов, был назван газетой «Правда» в числе самых опасных «космополитов». Так возникло «персональное дело» М. Г. Мейеровича, и молодому специалисту пришлось покинуть Москву. Он вернулся в Ярославль, в котором провёл раннее детство, и поступил на службу в Ярославский областной краеведческий музей. После блестящей защиты диплома на тему «Социальная и политическая программа так называемой «Реформации императора Сигизмунда»» ему пришлось читать лекции о международном положении и разрабатывать экспозицию советского отдела. Так началась музейная карьера — сначала научный сотрудник в отделе советского периода, затем в отделе дореволюционного прошлого, а с 4 сентября 1953 года заместитель директора по научной части. М. Г. Мейерович был назначен на одну из ключевых должностей — именно зам по науке определяет направления научной деятельности в музее.







В то время Ярославский областной краеведческий музей располагался в южном корпусе Присутственных мест на Советской площади. Это были помещения, доставшиеся от Древлехранилища, музея при Ярославской губернской учёной архивной комиссии. В годы Великой Отечественной войны значительная часть здания была занята разнообразными учреждениями. В 1944 году помещения музея начали постепенно освобождаться, и музейные сотрудники своими силами провели капитальный ремонт, но коммуникации продолжали ветшать, и не хватало площадей под экспозиции и фондохранилища. Когда М. Г. Мейерович приступил к работе, советская экспозиция музея считалась «устаревшей», а дореволюционный отдел «находился в загоне». Возглавив научную часть, Мейеровичу удалось сплотить сильную команду, в которую вошли и опытные сотрудники, среди них заведующий отделом природы Николай Васильевич Кузнецов, археограф и нумизмат Владимир Васильевич Лукьянов, и молодёжь — Нина Яковлевна Тарасова, Нонна Николаевна Радовская, Лилия Афанасьевна Костерина. Были вновь перестроены экспозиции, велась активная работа по комплектованию на предприятиях Ярославской области, в газетах регулярно появлялись заметки о наиболее интересных экспонатах и о дарах музею от ярославцев. Были разработаны новые темы экскурсий, проводились дни открытых дверей. Михаил Германович был общительным человеком, обладал обаянием и чувством юмора — эти черты характера повлияли на то, что сейчас называется «корпоративной культурой». Музейные сотрудники вместе ходили на субботники и демонстрации, отмечали государственные и семейные праздники, сочиняли музейные песни — особенно любимым был «Гимн музейщиков» на мотив «Марша высотников» из кинофильма «Высота», выпускали стенные газеты.







Одним из главных достижений М. Г. Мейеровича стало возрождение ярославского краеведения, разгромленного в конце 1920-х — 1930-е годы. По инициативе и при активном участии зама по науке с 1956 года стали издаваться «Краеведческие записки», были налажены деловые связи с крупными учеными: В. Л. Яниным, Н. Н. Ворониным, Д. А. Крайновым, А. С. Мельниковой, А. М. Разгоном, Э. Д. Добровольской, В. Г. Брюсовой, А. Мазоном. При поддержке Мейеровича были организованы экспедиции Государственного исторического музея в Ярославль, велась переписка с Пушкинским Домом. Дружба Михаила Германовича Мейеровича и профессора МГУ Сергея Сергеевича Дмитриева (1906–1991) стала связующей нитью между поколениями ярославских краеведов — 1920-х годов и послевоенным. С. С. Дмитриев был ярославцем по рождению, в 1924–1929 гг. он принимал активное участие в работе Ярославского естественно-исторического и краеведческого общества, служил в библиотеке Ярославского государственного областного музея. С. С. Дмитриев был одним из педагогов М. Г. Мейеровича в МГУ, а с 1950-х гг. их связывали дружеские отношения.





В третьем выпуске «Краеведческих записок» было опубликовано «Краткое описание рукописного собрания Ярославского областного краеведческого музея», труд, который сохраняет научную актуальность до настоящего времени. Его автор Владимир Васильевич Лукьянов (1908–1985), начал работать в Ярославском музее ещё до войны, участвовал в подготовке к эвакуации ценных фондов ярославских музеев осенью 1941 года. В июне 1942 года он ушёл на фронт рядовым, а в декабре врачебная комиссия констатировала резкое понижение зрения на оба глаза (до минус семи), и Лукьянов был демобилизован. Вернувшись в Ярославль, продолжил работу в музее, выполняя одновременно с прежними обязанностями заведующего научной библиотекой и обязанности сотрудника по охране памятников старины в городе и области. Неожиданно (как потом выяснилось, по ложным показаниям другого человека) в мае 1944 года он был арестован и осенью по обвинению в создании антисоветской организации под видом краеведческого общества был осуждён на пять лет. Лукьянов отбывал срок в Ярославском ОЛП-1 на заводе холодильных машин, работая в должности инженера технического отдела, до освобождения в 1949 году. Владимир Васильевич смог вернуться к музейной работе только к концу 1950-х годов. Помог ему Михаил Германович. Труд Лукьянова по описанию музейного собрания рукописей был высоко оценён специалистами — в документальном фонде хранится письмо сотрудников Пушкинского Дома за подписью Дмитрия Сергеевича Лихачёва. В 1959 году Владимир Васильевич возглавил отдел книжных и рукописных фондов Ярославо-Ростовского музея-заповедника и оставался на этом посту до своего ухода на пенсию в 1969 году. В 1959 году он вместе с Мейеровичем принимал в Ярославле известного французского филолога-слависта, директора Института славяноведения в Париже Андре Мазона. Примечательно, что в письмах А. Мазон обращается к М. Г. Мейеровичу как к «начальнику» Ярославского краеведческого музея.





В 1958 году по поручению Ярославского обкома М. Г. Мейерович составил «Справку об основании Ярославля», в которой он обосновал дату основания города — не позднее 1010 года. Гипотеза строилась на исторических источниках и получила одобрительные отзывы учёных. Этот документ стал отправной точкой к подготовке и празднованию 950-летия Ярославля в 1960 году. В 1959 году большим тиражом вышла маленькая книжка в синей обложке «Когда был основан Ярославль». В своих воспоминаниях «У меня появилась мечта...» М. Г. Мейерович писал: «Книжка шла нарасхват, а друзья сердечно поздравляли меня. Правда, не без ехидства иногда: «Вы знаете, кто основал Ярославль?» и ответ — «Мейерович!»».



Юбилейные торжества совпали с двумя без преувеличения грандиозными событиями для музейной жизни Ярославской области — организацией Ярославо-Ростовского музея-заповедника и переездом Ярославского музея в стены отреставрированного Спасо-Преображенского монастыря в 1959 году. В этих событиях роль Мейровича была ведущей, об этом он подробно написал в своих воспоминаниях. Переезд музея, тяжёлый и сложный сам по себе, проходил в кратчайшие сроки. В августе 1960 года, к основным торжествам, в новых помещениях были открыты экспозиции всех отделов музея и несколько крупных выставок к 950-летию Ярославля. Событием для ярославцев стало открытие в 1961–1962 годах обновлённой экспозиции естественно-исторического отдела (отдела природы), которая стала носить имя Николая Васильевича Кузнецова. В течение 1960-х годов разрабатывались новые разделы исторической экспозиции — на основе научных исследований в музейных фондах и архивах.









В течение десяти лет М. Г. Мейерович руководил научной жизнью огромного музейного комплекса — в те годы в Ярославо-Ростовский музей-заповедник входили Ярославский краеведческий и художественный музеи, Ростовский музей и Карабиха. В 1960 году вышел четвёртый выпуск «Краеведческих записок», издавались буклеты и путеводители по филиалам. В 1962 году музей участвовал в праздновании 1100-летия Ростова. Значимой частью научной жизни области стали учёные советы Ярославо-Ростовского музея-заповедника при участии Ярославского педагогического института и методические семинары. В 1966 году на базе Ярославского музея был проведён Всесоюзный семинар музейных работников, посвящённый проблемам строительства экспозиций по современности. Экспозиции музея получили высокую оценку, с этого времени Ярославский музей стал считаться одним из ведущих научно-методических центров советского музейного дела. В 1969 году была проведена реорганизация музея-заповедника. Из его состава выделились и стали самостоятельными Ярославский художественный музей и Ростовский музей.














В 1970 году Михаил Германович Мейерович перешёл во вновь открытый Ярославский государственный университет, в котором преподавал до отъезда к семье в Израиль в 1996 году. При этом Михаил Германович всегда поддерживал тесную связь с музеем, участвуя в научных мероприятиях и обсуждении экспозиций, приводя студентов на субботние экскурсии. 19 октября 1996 года в Ярославском музее-заповеднике состоялась прощальная встреча, от неё осталась фотография на память. На этом снимке М. Г. Мейерович запечатлён со своими преемниками. Маргарита Константиновна Карпухович (в 1-м ряду 3-я справа) возглавляла научную часть в 1970–1985 гг., Нина Александровна Грязнова (во 2-м ряду 4-я справа) — в 1989–2008 гг., Светлана Евгеньевна Блажевская (во 2-м ряду 4-я слева) — заместитель директора по научной работе с 2008 года. Рядом с Мейеровичем сидит Елена Андреевна Анкудинова (1953–2015), директор музея в 2001–2010 гг.
В переписке с учениками и коллегами, которую М. Г. Мейерович активно вёл до конца жизни, главными темами оставались Ярославль, музей, университет. В письмах последних лет он писал о своей мечте — дожить до тысячелетия Ярославля и побывать в родном городе: «И теперь вдруг опять начал мечтать... дожить до 1000-летия Ярославля! И съездить! А чем черт не шутит?!!» (из письма от 11 мая 2002 года, адресованного историкам Николаю Павловичу и Татьяне Владимировне Рязанцевым).



Михаил Германович умер в израильском городе Ашкелоне 9 января 2004 года, когда в Ярославле была свёрстана книга его воспоминаний. В слове «От издателя» к мемуарам Мейеровича Александр Михайлович Рутман заметил: «Всю жизнь главными ценностями для него были семья и работа... Так сложилось, что масштаб личности Михаила Германовича, его роль в судьбах многих и многих людей, и в истории Ярославля, куда больше его научных работ и должностей, которые он занимал».
Автор: И. Б. Зубатенко, хранитель документальных фондов Ярославского музея-заповедника
Список источников и литературы
Карпухович М. К. Ярославский музей-заповедник (к 120-летию основания) // Краеведческие записки: Сборник / Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1984. С. 3–12.
Мейерович М. Г. У меня появилась мечта. Воспоминания / предисл. Н. П. Рязанцева. Ярославль: Александр Рутман, 2004. 284 с.
Полознев Д. Ф. Материалы к истории Ярославского музея-заповедника // Сообщения Ростовского музея. Выпуск XXII. Ростов, 2017. С. 96–129.
Романычева А. А. По местам минувших боёв [Об экспедиции Ярославского областного краеведческого музея в 1958 г.] // От Волги до Эльбы: Воспоминания ветеранов Ярославской коммунистической дивизии. Ярославль, 1963. С. 345–354.
Рязанцев Н. П. «Он открыл главную тайну Ярославля» (историк-краевед и музейный деятель Михаил Германович Мейерович) // Социальная история российской провинции: Материалы Всероссийской научной конференции. Ярославль, 2009. С. 301–311.
Рязанцев Н. П. «У меня появилась мечта...» (Письма М. Г. Мейеровича и Израиля) // XVII Золотаревские чтения: Материалы научной конференции. Рыбинск, 2018. 254–263.
Рязанцев Н. П., Рязанцева Т. В. Владимир Васильевич Лукьянов: страницы биографии (к 100-летию со дня рождения) // Нумизматический сборник. № 15. Москва, 2008. С. 36–45.
Ярославский художественный музей, 1919–1969 гг.: сборник документов и материалов / сост. И. Н. Котова. М.: Издательство «2К», 2013. 584 с.