Детский фотопортрет из собрания Ярославского музея-заповедника.
Автор текста: Никитина П. А.
2024 год в России объявлен Годом семьи.
Ярославский музей-заповедник хранит память множества ярославских семей. Каждый год в музей попадают семейные реликвии, которые до поры до времени хранились в домах и передавались из поколения в поколение. В числе главных памятных предметов были и до сих пор остаются фотографии, особенно детские. Фотографии восприимчивы к свету и склонны к угасанию изображения. Сроки экспонирования фотоматериалов на выставках музея ограничены, сохранность и хрупкость ряда снимков не позволяет показывать их посетителям, поэтому со многими, ранее не экспонируемыми фотографиями, вас познакомит виртуальная выставка «Мгновения детства».
Портретная фотография сегодня является неотъемлемой частью нашей жизни. Мы делаем селфи, снимаем наших близких, заказываем фотосессию у профессионального фотографа. Первый снимок ребенка может быть сделан даже до его рождения. Современная техника позволяет воспроизводить тысячи изображений за короткий срок, фиксировать движение и мгновенные изменения мимики, процесс фотографирования прост и доступен каждому. С изобретением же фотографии изготовление снимков выглядело иначе.
Первые фотопортреты появились 185 лет назад. В то время фотографирование проходило в ателье и занимало длительное время. Чтобы снять человека, требовалась долгая неподвижность модели, иначе изображение получалось размытым. Были придуманы устройства, помогавшие человеку удерживать позу, различные держатели для головы, подставки для опоры тела, рук. Особенно сложной была съемка непоседливых детей. Первые фотографии стоили дорого, поэтому сделать портрет своего ребенка могли только обеспеченные родители. С постепенным совершенствованием техники, ускорением процесса съемки и изготовления отпечатков фотопортреты стали доступны более широкому кругу людей. Большинство семей до революции и в первой половине XX века фотографировались в ателье, наличие собственного фотоаппарата было редкостью, а первая в жизни фотография становилась настоящим событием для ребенка.
Съемка детей всегда занимала особое место в работе фотографов, так как требовала нестандартного подхода. Выбор места фотографирования зависел от возраста ребёнка. Младенцев фотографировали на руках родителей, сидя или лежа на столиках, высоких стульях или креслах.
Некоторые малыши так уставали от процесса съемки, что сладко засыпали на руках у родителей.
Детей постарше ставили на стол или сажали на высокий стул, либо снимали в полный рост на фоне с нарисованным на нем ландшафтом или интерьером. Это мог быть пейзаж с мраморными лестницами, интерьер с колоннами и портьерами, парк с беседкой, скульптурами, деревьями и прудом, а мог быть и «домашний» интерьер. Позже, в советское время, в качестве фона могли использовать просто занавес.
В фотоателье удавалось создать видимость домашней обстановки, особенно при съёмке семейных портретов. Если фотографировалась семья, то младшие дети, как правило, сидели на руках у родителей или на стульях, а старшие стояли рядом.
Некоторые фотографы снимали детей во время игры, с игрушками, в необычных интерьерах. Естественность поведения детей во время съёмки придавало динамичность кадру, оставляла у зрителя впечатление подвижности объекта, его внутренней энергии. Дети могли принести игрушки из дома, но в некоторых ателье был и свой набор бутафории. Мальчиков часто фотографировали с лошадками-качалками и лошадками-скакалками, а девочек с куклами.
Игрушки нужны были не только для того, чтобы украсить кадр, но и для того, чтобы вовлечь детей в процесс съемки и успокоить. Именно при изготовлении детского портрета в ателье появилось выражение: «Сейчас вылетит птичка!». Птичка, которая должна вылететь из фотоаппарата во время съемки, действительно существовала. Правда, она была не живая, а металлическая. Чтобы привлечь внимание непоседливых детей, ассистент фотографа в нужный момент поднимал металлическую фигурку птички, которая к тому же умела издавать звуки. С особенностью фотофиксации маленьких детей в XIX — начале XX вв. связано появление такого жанра фотографии, как «спрятанная мать». Выше уже говорилось о необходимости неподвижности модели для четкого снимка, поэтому если родители пытались сделать одиночный портрет ребенка, а он не хотел или не мог сидеть в кадре смирно, его фотографировали рядом или на коленях у спрятанной за покрывалом или другими предметами матери. Маму, которая удерживала малыша от ерзанья, фотограф мог спрятать за занавесом. Если женщина сидела на стуле, ее могли накрыть покрывалом, затем уже поверх усадить младенца. Иногда мама находилась в пределах досягаемости за кадром, о чём свидетельствовала появляющаяся из-за рамки фотографии рука, дотрагивающаяся до ребёнка. В отдельных случаях фотографы ликвидировали уже существующее на снимке нежелательное изображение взрослого, ретушируя его.
Наличие собственного фотоаппарата позволяло некоторым родителям не обращаться в ателье, а делать повседневные любительские снимки в домашней обстановке и даже на улице.
В коллекции музея представлены не только семейные снимки, но и портреты учащихся. Если у семьи не было возможности и средств заказать фотопортрет в ателье, то иногда единственными снимками детей могли быть фотографии, сделанные в учебном заведении. Если на семейных фотографиях дети снимались в повседневной, но, конечно же, самой нарядной своей одежде, то на ученических они представлены в форме.
На примере фотопортретов из фондов Ярославского музея-заповедника мы видим, как тема детства была отражена в фотографии второй половины XIX-XX века. Снимки дают нам возможность ближе познакомиться с историей детского и семейного портрета, особенностью фотосъемки в разное время, с детской модой, игрушками, позволяют ощутить атмосферу прошлого и просто полюбоваться на непосредственные, светлые детские лица.