Ярославский музей‑заповедник

Ленинград в дни блокады

В работах Соломона Юдовина

Соломон Борисович Юдовин.JPG Гравюра. В мастерской художника. 1943-1944 гг.JPG

Изучение темы блокады города Ленинграда в 1941-1944 гг., а также связи этих трагических и героических событий с Ярославским краем актуально по целому ряду причин. Во-первых, оборона города и прорыв блокады, являются одними из важнейших событий периода Великой Отечественной войны. Блокада — неотъемлемая часть культурной памяти жителей России. 8 сентября — День памяти жертв блокады Ленинграда, а даты 18 и 27 января — Дни воинской славы. Во-вторых, исследование положения Ленинграда это не только обращение к сугубо военным аспектам, это и история повседневности, экономика, идеология, культура. В-третьих, существенная часть эвакуированных из города на Неве людей была принята на Ярославской земле. Подтверждение этому имеется как в личных историях ленинградцев и ярославцев, сборниках научных и научно-популярных статей, так и в архивных документах и музейных коллекциях. О блокаде написано много. Вместе с тем число книг и исследований, посвященных ей, продолжает расти. Публикуются новые материалы, вводятся в научный оборот ценные документы. Особое место среди них занимают графические свидетельства очевидцев художников — рисунки и гравюры. Сами по себе это яркие документы эпохи. Такими документами являются гравюры известного советского художника и этнографа Соломона Борисовича Юдовина.

Соломон Борисович Юдовин (1892-1954) происходил из еврейской семьи. Его отец был ремесленником, мать домохозяйкой. В 1906 году в восьмилетнем возрасте Юдовин был принят в витебскую Школу рисования и живописи Ю. М. Пэна. В 1910 году он переехал из Витебска в Санкт-Петербург, где занимался искусством у Николая Рериха. Был членом петербургского «Еврейского общества поощрения художеств». В 1920 году в Витебске, недалеко от его родного села, он представил 26 линогравюр, т. е. гравюр созданных на линолеуме, для выставки на тему «Еврейский народный орнамент». Там же, в 1922 году он стал проректором художественного института по хозяйственной части, создал множество городских пейзажей на тему исчезающих еврейских местечек.

Около 1923 года Борис Юдовин организовал специальные мастерские по графической технике, особенно по гравюре на дереве и линогравюре. Юдовин в основном работал в этих техниках. При этом он довел их ограниченные возможности до предела, создав иллюзию глубины. Характерными чертами его стиля были также необычные, предельно высокие ракурсы и сильно искаженная перспектива. Вместе с Марком Шагалом он принял участие в «Выставке еврейских художников» и был членом комиссии художников по оформлению Витебска к празднованию первой годовщины Октябрьской революции. В 1923 году Юдовин был приглашен в Петроград на должность ученого секретаря и хранителя Музея Петербургского еврейского этнографического общества.

Штампы деревянные из технологического процесса изготовления Юдовина С. Б. Середина XX в.1.JPG Штампы деревянные из технологического процесса изготовления Юдовина С. Б. Середина XX в.2.JPG Штампы деревянные из технологического процесса изготовления Юдовина С. Б. Середина XX в.3.JPG

Штампы деревянные из технологического процесса изготовления Юдовина С. Б. Середина XX в.4.JPG Штампы деревянные из технологического процесса изготовления Юдовина С. Б. Середина XX в.5.JPG Штампы деревянные из технологического процесса изготовления Юдовина С. Б. Середина XX в.6.JPG

Штампы деревянные из технологического процесса изготовления Юдовина С. Б. Середина XX в.7.JPG Брусок деревянный из технологического процесса изготовления Юдовина С. Б. Середина XX в.8.JPG Резец из технологического процесса изготовления Юдовина С. Б. Середина XX в.9.JPG

Перед Великой Отечественной войной 1941-1945 гг., во время пребывания в Ленинграде, Борис Соломонович создал циклы офортов и гравюр на тему Гражданской войны в России. Юдовин также проиллюстрировал около шестидесяти книг. Например, русские издания «Рассказов о семи гетто» Эгона Эрвина Киша, «Еврей Зюсс» Лиона Фейхтвангера, детские книги Дойвбера Левина.

Во время Великой Отечественной войны, до середины 1942 года, Юдовин жил в блокадном Ленинграде. В тяжелейших условиях он пытался запечатлеть вид осажденного города и его защитников. Затем художника эвакуировали в село Карабиха под Ярославлем. Здесь он продолжил работать над гравюрами из блокадной серии. Эти изображения, выделяющиеся своим суровым трагизмом, стали одной из вершин творчества художника. На гравюрах можно увидеть то, как форсированными темпами ведется строительство укрепленных районов, как срочно пополняются ряды народного ополчения, как весь Ленинград вышел на очистку города — ломы, лопаты, кирки, санки и просто кусок фанеры — все в ходу, как истощенные люди идут за супом или везут что-то на санках, как выглядят дворы города.

Печатное издание. Выставка гравюр С. Б. Юдовина. Ярославль, 1944 г.
Из собрания научной библиотеки Ярославского музея-заповедника.

Печатное издание. Выставка гравюр С.Б. Юдовина. Ярославль, 1944 г.1.jpg Печатное издание. Выставка гравюр С.Б. Юдовина. Ярославль, 1944 г.2.jpg Печатное издание. Выставка гравюр С.Б. Юдовина. Ярославль, 1944 г.3.jpg Печатное издание. Выставка гравюр С.Б. Юдовина. Ярославль, 1944 г.4.jpg

Печатное издание. Выставка гравюр С.Б. Юдовина. Ярославль, 1944 г.5.jpg Печатное издание. Выставка гравюр С.Б. Юдовина. Ярославль, 1944 г.6.jpg Печатное издание. Выставка гравюр С.Б. Юдовина. Ярославль, 1944 г.7.jpg Печатное издание. Выставка гравюр С.Б. Юдовина. Ярославль, 1944 г.8.jpg

Гравюра. На фронт. 1943 г.JPG Гравюра. На Неве. 1943 г.JPG Гравюра. Обстрел города и пожары. 1943 г.JPG

Гравюра. Противовоздушная оборона. 1943 г.JPG Гравюра. Обстрел Ленинграда. Разрыв снаряда в Зимней канавке. 1943-1944 гг.JPG Гравюра. Зима 1941-1942 гг. На Мойке. 1943-1944 гг.JPG

Гравюра. Броневики на улицах города. 1944 г.JPG Гравюра. Очистка дворов весной 1942 года. 1943 г.JPG Гравюра. Бытовые сцены. 1943 г.JPG Гравюра. Охрана мостов. 1943 г.JPG Гравюра. Строительство баррикад. 1943 г.JPG

Гравюра. Танки у арки штаба. 1943-1944 гг.JPG Гравюра. Топливо. У Египетского моста. 1943 - 1944 гг.JPG Гравюра. В столовую за супом. 1943-1944 гг.JPG Гравюра. Зима 1941-42 гг. Двор на улице Связи. 1943-1944 гг.JPG Гравюра. У арки штаба. 1943-1944 гг.JPG

Кроме работы над «Ленинградом в дни блокады», Юдовин стал «певцом некрасовской Карабихи». Благодаря ему мы можем видеть «Дом Н. А. Некрасова», «Часть большого дома со стороны Нижнего парка», ныне не сохранившуюся «Церковь Казанской Богоматери» и другие памятные объекты и ландшафты, какими они выглядели 80 лет назад. Кроме того он много сделал по оформлению книг для Ярославского книжного издательства, создав свыше 100 иллюстраций.

Карабиха. Большой дом со стороны парадного двора. 1944 г.JPG Карабиха. Вид на Большой дом и Западный флигель из Нижнего парка. 1944 г.JPG Церковь Казанской Божьей Матери в селе Карабиха. 1944 г.JPG Карабиха. Восточный флигель со стороны Нижнего парка. 1944 г.jpg

6 мая 1944 года в ярославской областной газете «Северный рабочий» вышла заметка «Новые экспонаты музея г. Ярославля». Из нее читатель узнал, что: «Собрание живописи музея пополнилось серией рисунков академика Никольского, работами известного графика Юдовина на темы «Ленинград в 1942 г.» и «Имение поэта Некрасова в Карабихе» ». После 27 января 1944 года, когда на берегах Невы прогремели 24 залпа в честь завершения операции по снятию блокады, Юдовин вернулся в Ленинград. Он завершил большую работу над циклом «Ленинград в дни Великой Отечественной войны». Эти гравюры были изданы в виде альбома в 1948 году. Сам художник скончался 5 декабря 1954 года в Ленинграде на шестьдесят третьем году жизни. Сегодня произведения Соломона Юдовина находятся в Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, в Национальном художественном музее Республики Беларусь, в Художественном музее Витебска, в Ярославском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, в Израиле, и в частных коллекциях.

Составитель: Кербиков М.