Ярославский музей‑заповедник

К истории транспорта: ярославские извозчики

Автор текста: Артемьева Н.В., ученый секретарь


Как невозможно представить улицы современного города без автомобилей, автобусов и грузового транспорта, так и раньше он был не мыслим без мелькания пролеток, колясок и экипажей. До начала XX века в Ярославле существовал исключительно конный транспорт. Все, кто мог себе позволить, содержали собственный выезд. Как правило, держали несколько лошадей, имели несколько колясок для выездов по разным случаям и собственного кучера. Лица, не имевшие своих лошадей, пользовались услугами извозчиков. Поэтому до революции конные экипажи и коляски являлись неотъемлемой частью пейзажа любого русского города, что подтверждают представленные на выставке фотооткрытки из собрания Ярославского музея-заповедника.

01.JPG 02.JPG 04.JPG

05.JPG 07.JPG 19.JPG

Профессия извозчика в то время пользовалась популярностью. В конце ХIХ века в Ярославле работало 499 извозчиков при населении порядка 72 тыс. человек. Извозчики делились на ломовых, доставлявших всевозможную кладь и грузы с ярославский причалов, и легковых. Именно легковые извозчики перевозили горожан на вокзалы, в театры, в гости и т. д.

Представителями самого высокого класса среди извозчиков считались «лихачи». Они носили красивые кафтаны и четырехугольные лакированные шляпы, их лошади были «рысистых» пород, экипажи отличались роскошью, колеса зачастую имели резиновые шины. Средняя скорость передвижения «лихачей» была до 20-25 км/ч, работали такие извозчики чаще всего на себя. «Лихачи» крепили к своим повозкам ярлыки белого цвета. Синий ярлык получали «ваньки», которые ездили со скоростью 10-12 км/ч. Это были в основном крестьяне, проживавшие в ближайших окрестностях губернского центра и обеспечивавшие себя сезонными заработками в виде извоза. Их повозки были самыми простыми, не раз подвергавшимися починке, а лошади не самыми быстрыми. Значительную часть дохода «ваньки» ежедневно отдавали хозяину извоза, у которого стояли на постое.

24.JPG 21.JPG 26.JPG 29.JPG

В 1886 году Ярославской городской Думой были утверждены «Правила для лиц, занимающихся извозным промыслом в Ярославле». В соответствии с правилами, до занятия извозом допускались несудимые лица не моложе 16 лет. Для занятия извозным промыслом необходимо было получить специальное дозволение Городской управы. Экипажи могли быть одноконные, парные и троечные. Каждый экипаж должен был иметь жестяные или латунные номерные знаки — один прибивался сзади, другой должен был находиться при извозчике. Требовалось оснащение зимних экипажей суконной или бархатной полостью, опушенной мехом, летним полагалось иметь фартук и верх для ненастной погоды. Одежда кучера, лошади, экипажи и сбруя подвергались освидетельствованию полицией. Подтверждением успешного освидетельствования была специальная пломба на экипаже или санях. 

Извозчику надлежало иметь приличную одежду — кучерский кафтан черного или темно-синего сукна с длинным красным кушаком, летом — кучерскую шляпу, зимой — шапку. Традиция предписывала извозчикам и кучерам особую униформу. Кафтан на спине и чуть ниже подбивался ватой — «толщинкой» не только для тепла и придания солидного вида. Костюм извозчика был призван защищать и от синяков, так как между кучером и пассажирами имелся собственный язык общения. Так, седоки часто подбадривали кучера тычком трости в спину, заставляя тем самым прибавить скорость. Дергая извозчика за пояс, пассажир подавал сигнал об остановке, трогая его за плечи — требовал поворота. При этом с пассажирами извозчику должно было обращаться вежливо, не позволять себе брани и непристойных слов, крика, песен, не преследовать обывателей назойливыми предложениями своих услуг, не нарушать общественную тишину и спокойствие, не курить во время езды с пассажирами. Запрещалось являться на работу в нетрезвом виде. 

Тарифы на перевозки пассажиров у извозчиков разнились в зависимости от их категории, но в среднем у «лихачей» цена была на 10-15 копеек выше, чем у извозчиков с синими ярлыками. За разовую поездку по центральной части Ярославля в начале XX века пришлось бы заплатить 15-20 копеек, поездка до Московского железнодорожного вокзала стоила 30-40 копеек. Не менее чем в 60 копеек обходилась поездка в Заволжскую часть города, т. к. в это цену входила и паромная переправа через Волгу, так как моста до 1913 года не было. Для понимания уровня цен: завтрак из двух блюд в самом лучшем на то время ресторане «Бристоль» стоил 75 копеек, обед в ресторане «Столбы» из 3-4 блюд — 1 рубль.

Требовать в дневное время с пассажира хоть копейку больше сверх установленной таксы извозчику категорически запрещалось. Во избежание действовавших еще в XIX века уловок возбранялось просить «на чай», «на водку» и т. д. Но не все соблюдали это правило, поэтому жалобы на извозчиков поступали регулярно. Извозчик имел право брать плату с пассажира только согласно установленной таксе, исключением было ночное время (с 2-х часов ночи до 6-ти часов утра) — плата производилась по обоюдному соглашению, но ее размер должен был быть не выше двойной цены. Такое же правило оплаты вступало во время праздников.

06.JPG 08.JPG 11.JPG 25.JPG

Такса для извозчиковъ. Въ Ярославлѣ извозчики 2-хъ типовъ: съ бѣлымъ ярлыкомъ и синимъ. Съ бѣлымъ ярлыкомъ, какъ лучшіе, взимаютъ плату болѣе дорогую. За конецъ внутри 1 и 2 частей города, на пароходную пристань и станцію Рыбинской желѣзной дороги «Которосль» (Всполье) съ бѣлымъ ярлыкомъ — 40 к., съ синимъ — 30 к., за рѣку до кадетскаго корпуса или обратно — 40 и 30 к.; на Московскій вокзалъ въ Коровники и на фабрику Корзинкиныхъ — 70 и 60 к., съ пароходныхъ пристаней на Московскій вокзалъ и въ 3 ч. города — 60 и 50 к., въ 1 и 2 части города — 30 и 20 к.; съ Московскаго вокзала на пристани и въ 1 и 2 части — 70 и 60 к., въ 3 ч. — 60 и 50 к. По часамъ за часъ — 60 и 50 к. Послѣ 2 часовъ ночи плата по соглашенію.

В Н. Андреевъ. Иллюстрированный путеводитель по Волгѣ и ея притокамъ Окѣ и Камѣ съ видами городовъ и достопримѣчательностей. Изданіе второе. 1915 г. Москва. Тип. и цинк. Торг. Дома «Мысль». Петровка, 17.

Извозчики базировались на нескольких «биржах» — специальных стоянках, расположенных близ крупных городских площадей. Всего в городе было 16 бирж. Самой большой считалась Казанская биржа, располагавшаяся у Спасского монастыря, вторая по численности — Власьевская, извозчики которой стояли на Театральной площади у Знаменской башни. Были биржи на Ильинской площади, у Кадетского корпуса на Большой Московской, напротив Пастуховского училища и др. На биржах лошади должны были стоять в ряд, не загораживая проходы и проезды. Для наблюдения за исполнением всех правил и указаний, а также для решения проблем среди извозчиков на каждой бирже выбирался староста сроком на 1 год.

18.JPG

Раз в год особая комиссия, состоящая из членов Городской управы и полиции, проводила смотр извозчиков. Первый смотр легковых извозчиков в Ярославле прошел 125 лет назад, 7 декабря 1899 г. на Ильинской площади. Комиссия проводила освидетельствование лошадей и экипажей. Экипажи должны были быть в «прочном состоянии», а лошади не должны были быть «больными и изнуренными».

В 1903 году вышло специальное постановление Ярославской городской Думы, регламентирующее правила передвижения конных экипажей. Всем — от кареты до телеги — правила предписывали держаться правой стороны улицы и следовать в один ряд. Категорически запрещалась езда «вперегонку», особенно по «Американском» мосту (современный мост через р. Которосль с Московского пр-та), а вот пожарным обозам и похоронным процессиям надлежало уступать дорогу. По постановлению от 20 мая 1906 года извозчикам надлежало самим или за свой счет чистить навоз и мусор около бирж.

23.JPG 09.JPG 17.JPG

Для предотвращения в городе эпидемии холеры и чумы, по обязательному постановлению ярославского губернатора, опубликованному в газете «Ярославские губернские ведомости», извозчикам запрещалось отказывать в перевозке больных в лечебное учреждение, но после и извозчик, и экипаж подвергались обязательной дезинфекции. В случае отказа больница незамедлительно должна была сообщить номер извозчика в полицейскую часть.

03.JPG 12.JPG 14.JPG

22.JPG 27.JPG 28.JPG

Пуск в декабре 1900 г. в Ярославле первого трамвая привел к конфликту двух видов транспорта — электрического трамвая и конного экипажа. На трамваях разрешалось перевозить ручной багаж, поэтому извозчики вполне обоснованно считали, что трамваи отнимают у них часть дохода. К тому же соль, которой посыпали трамвайные пути для таяния снега, при сметании дворниками на дорогу сильно вредила ногам лошадей.

20.JPG 10.JPG

Когда в Ярославле появились автомобили, конкуренция стала еще выше. Любопытно, что первыми таксистами стали бывшие извозчики. Один из самых известных — Осип Карлович Сагассер, которого считают прототипом героя романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» Адама Козлевича — начинал как легковой извозчик. Свою автопрокатную деятельность Осип Сагассер начал в 1926 г. после приобретения в Ярославском уездном Исполкоме легкового автомобиля.

15.JPG 16.JPG

Еще в 1913 году от Ярославля до Рыбинска и Пошехонья курсировали автомобили для перевозки пассажиров и грузов по фиксированной таксе, постепенно вытеснившие конные возки. 

В 1931 году в Ярославле было открыто автобусное движение. Первые три маршрута соединяли Театральную площадь с «Красным Перекопом», автозаводом и «Красными ткачами». Но так как автобусов на линии было 2-3, они не могли соперничать с трамваями, а горожане по-прежнему продолжали пользоваться услугами извозчиков. 

Поэтому, несмотря на возрастающую конкуренцию других видов транспорта, извозчиков на улицах Ярославля можно было увидеть до 1940-х годов.

13.JPG

Источники и литература

  • Димитриев С. В. Воспоминания / Вступ. статья и комментарии Я. В. Смирнова. Ярославль: Александр Рутман, 1999. 392 с.
  • Юрьев А. М. Автомобилизация города Арбатова в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» и развитие автомобильных перевозок в Ярославле в 1926-1929 годах // XVIII Тихомировские краеведческие чтения: материалы научной конференции. Ярославль, 18-19 ноября 2021 года / Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Ярославль, 2023. С. 299 — 308. 
  • Ярославские губернские ведомости. 30 июля 1910 года. Офиц. часть
  • Ярославские губернские ведомости. 3 января 1912 года. Офиц. часть
  • Ярославские губернские ведомости. 12 июля 1913 года. Офиц. часть