Автор текста: Артемьева Н.В., ученый секретарь
Как невозможно представить улицы современного города без автомобилей, автобусов и грузового транспорта, так и раньше он был не мыслим без мелькания пролеток, колясок и экипажей. До начала XX века в Ярославле существовал исключительно конный транспорт. Все, кто мог себе позволить, содержали собственный выезд. Как правило, держали несколько лошадей, имели несколько колясок для выездов по разным случаям и собственного кучера. Лица, не имевшие своих лошадей, пользовались услугами извозчиков. Поэтому до революции конные экипажи и коляски являлись неотъемлемой частью пейзажа любого русского города, что подтверждают представленные на выставке фотооткрытки из собрания Ярославского музея-заповедника.
Профессия извозчика в то время пользовалась популярностью. В конце ХIХ века в Ярославле работало 499 извозчиков при населении порядка 72 тыс. человек. Извозчики делились на ломовых, доставлявших всевозможную кладь и грузы с ярославский причалов, и легковых. Именно легковые извозчики перевозили горожан на вокзалы, в театры, в гости и т. д.
Представителями самого высокого класса среди извозчиков считались «лихачи». Они носили красивые кафтаны и четырехугольные лакированные шляпы, их лошади были «рысистых» пород, экипажи отличались роскошью, колеса зачастую имели резиновые шины. Средняя скорость передвижения «лихачей» была до 20-25 км/ч, работали такие извозчики чаще всего на себя. «Лихачи» крепили к своим повозкам ярлыки белого цвета. Синий ярлык получали «ваньки», которые ездили со скоростью 10-12 км/ч. Это были в основном крестьяне, проживавшие в ближайших окрестностях губернского центра и обеспечивавшие себя сезонными заработками в виде извоза. Их повозки были самыми простыми, не раз подвергавшимися починке, а лошади не самыми быстрыми. Значительную часть дохода «ваньки» ежедневно отдавали хозяину извоза, у которого стояли на постое.
В 1886 году Ярославской городской Думой были утверждены «Правила для лиц, занимающихся извозным промыслом в Ярославле». В соответствии с правилами, до занятия извозом допускались несудимые лица не моложе 16 лет. Для занятия извозным промыслом необходимо было получить специальное дозволение Городской управы. Экипажи могли быть одноконные, парные и троечные. Каждый экипаж должен был иметь жестяные или латунные номерные знаки — один прибивался сзади, другой должен был находиться при извозчике. Требовалось оснащение зимних экипажей суконной или бархатной полостью, опушенной мехом, летним полагалось иметь фартук и верх для ненастной погоды. Одежда кучера, лошади, экипажи и сбруя подвергались освидетельствованию полицией. Подтверждением успешного освидетельствования была специальная пломба на экипаже или санях.
Извозчику надлежало иметь приличную одежду — кучерский кафтан черного или темно-синего сукна с длинным красным кушаком, летом — кучерскую шляпу, зимой — шапку. Традиция предписывала извозчикам и кучерам особую униформу. Кафтан на спине и чуть ниже подбивался ватой — «толщинкой» не только для тепла и придания солидного вида. Костюм извозчика был призван защищать и от синяков, так как между кучером и пассажирами имелся собственный язык общения. Так, седоки часто подбадривали кучера тычком трости в спину, заставляя тем самым прибавить скорость. Дергая извозчика за пояс, пассажир подавал сигнал об остановке, трогая его за плечи — требовал поворота. При этом с пассажирами извозчику должно было обращаться вежливо, не позволять себе брани и непристойных слов, крика, песен, не преследовать обывателей назойливыми предложениями своих услуг, не нарушать общественную тишину и спокойствие, не курить во время езды с пассажирами. Запрещалось являться на работу в нетрезвом виде.
Тарифы на перевозки пассажиров у извозчиков разнились в зависимости от их категории, но в среднем у «лихачей» цена была на 10-15 копеек выше, чем у извозчиков с синими ярлыками. За разовую поездку по центральной части Ярославля в начале XX века пришлось бы заплатить 15-20 копеек, поездка до Московского железнодорожного вокзала стоила 30-40 копеек. Не менее чем в 60 копеек обходилась поездка в Заволжскую часть города, т. к. в это цену входила и паромная переправа через Волгу, так как моста до 1913 года не было. Для понимания уровня цен: завтрак из двух блюд в самом лучшем на то время ресторане «Бристоль» стоил 75 копеек, обед в ресторане «Столбы» из 3-4 блюд — 1 рубль.
Требовать в дневное время с пассажира хоть копейку больше сверх установленной таксы извозчику категорически запрещалось. Во избежание действовавших еще в XIX века уловок возбранялось просить «на чай», «на водку» и т. д. Но не все соблюдали это правило, поэтому жалобы на извозчиков поступали регулярно. Извозчик имел право брать плату с пассажира только согласно установленной таксе, исключением было ночное время (с 2-х часов ночи до 6-ти часов утра) — плата производилась по обоюдному соглашению, но ее размер должен был быть не выше двойной цены. Такое же правило оплаты вступало во время праздников.
Такса для извозчиковъ. Въ Ярославлѣ извозчики 2-хъ типовъ: съ бѣлымъ ярлыкомъ и синимъ. Съ бѣлымъ ярлыкомъ, какъ лучшіе, взимаютъ плату болѣе дорогую. За конецъ внутри 1 и 2 частей города, на пароходную пристань и станцію Рыбинской желѣзной дороги «Которосль» (Всполье) съ бѣлымъ ярлыкомъ — 40 к., съ синимъ — 30 к., за рѣку до кадетскаго корпуса или обратно — 40 и 30 к.; на Московскій вокзалъ въ Коровники и на фабрику Корзинкиныхъ — 70 и 60 к., съ пароходныхъ пристаней на Московскій вокзалъ и въ 3 ч. города — 60 и 50 к., въ 1 и 2 части города — 30 и 20 к.; съ Московскаго вокзала на пристани и въ 1 и 2 части — 70 и 60 к., въ 3 ч. — 60 и 50 к. По часамъ за часъ — 60 и 50 к. Послѣ 2 часовъ ночи плата по соглашенію.
В Н. Андреевъ. Иллюстрированный путеводитель по Волгѣ и ея притокамъ Окѣ и Камѣ съ видами городовъ и достопримѣчательностей. Изданіе второе. 1915 г. Москва. Тип. и цинк. Торг. Дома «Мысль». Петровка, 17.
Извозчики базировались на нескольких «биржах» — специальных стоянках, расположенных близ крупных городских площадей. Всего в городе было 16 бирж. Самой большой считалась Казанская биржа, располагавшаяся у Спасского монастыря, вторая по численности — Власьевская, извозчики которой стояли на Театральной площади у Знаменской башни. Были биржи на Ильинской площади, у Кадетского корпуса на Большой Московской, напротив Пастуховского училища и др. На биржах лошади должны были стоять в ряд, не загораживая проходы и проезды. Для наблюдения за исполнением всех правил и указаний, а также для решения проблем среди извозчиков на каждой бирже выбирался староста сроком на 1 год.
Раз в год особая комиссия, состоящая из членов Городской управы и полиции, проводила смотр извозчиков. Первый смотр легковых извозчиков в Ярославле прошел 125 лет назад, 7 декабря 1899 г. на Ильинской площади. Комиссия проводила освидетельствование лошадей и экипажей. Экипажи должны были быть в «прочном состоянии», а лошади не должны были быть «больными и изнуренными».
В 1903 году вышло специальное постановление Ярославской городской Думы, регламентирующее правила передвижения конных экипажей. Всем — от кареты до телеги — правила предписывали держаться правой стороны улицы и следовать в один ряд. Категорически запрещалась езда «вперегонку», особенно по «Американском» мосту (современный мост через р. Которосль с Московского пр-та), а вот пожарным обозам и похоронным процессиям надлежало уступать дорогу. По постановлению от 20 мая 1906 года извозчикам надлежало самим или за свой счет чистить навоз и мусор около бирж.
Для предотвращения в городе эпидемии холеры и чумы, по обязательному постановлению ярославского губернатора, опубликованному в газете «Ярославские губернские ведомости», извозчикам запрещалось отказывать в перевозке больных в лечебное учреждение, но после и извозчик, и экипаж подвергались обязательной дезинфекции. В случае отказа больница незамедлительно должна была сообщить номер извозчика в полицейскую часть.
Пуск в декабре 1900 г. в Ярославле первого трамвая привел к конфликту двух видов транспорта — электрического трамвая и конного экипажа. На трамваях разрешалось перевозить ручной багаж, поэтому извозчики вполне обоснованно считали, что трамваи отнимают у них часть дохода. К тому же соль, которой посыпали трамвайные пути для таяния снега, при сметании дворниками на дорогу сильно вредила ногам лошадей.
Когда в Ярославле появились автомобили, конкуренция стала еще выше. Любопытно, что первыми таксистами стали бывшие извозчики. Один из самых известных — Осип Карлович Сагассер, которого считают прототипом героя романа И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» Адама Козлевича — начинал как легковой извозчик. Свою автопрокатную деятельность Осип Сагассер начал в 1926 г. после приобретения в Ярославском уездном Исполкоме легкового автомобиля.
Еще в 1913 году от Ярославля до Рыбинска и Пошехонья курсировали автомобили для перевозки пассажиров и грузов по фиксированной таксе, постепенно вытеснившие конные возки.
В 1931 году в Ярославле было открыто автобусное движение. Первые три маршрута соединяли Театральную площадь с «Красным Перекопом», автозаводом и «Красными ткачами». Но так как автобусов на линии было 2-3, они не могли соперничать с трамваями, а горожане по-прежнему продолжали пользоваться услугами извозчиков.
Поэтому, несмотря на возрастающую конкуренцию других видов транспорта, извозчиков на улицах Ярославля можно было увидеть до 1940-х годов.
Источники и литература
- Димитриев С. В. Воспоминания / Вступ. статья и комментарии Я. В. Смирнова. Ярославль: Александр Рутман, 1999. 392 с.
- Юрьев А. М. Автомобилизация города Арбатова в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Золотой теленок» и развитие автомобильных перевозок в Ярославле в 1926-1929 годах // XVIII Тихомировские краеведческие чтения: материалы научной конференции. Ярославль, 18-19 ноября 2021 года / Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Ярославль, 2023. С. 299 — 308.
- Ярославские губернские ведомости. 30 июля 1910 года. Офиц. часть
- Ярославские губернские ведомости. 3 января 1912 года. Офиц. часть
- Ярославские губернские ведомости. 12 июля 1913 года. Офиц. часть