Дмитрий Александрович Крайнов — выдающийся советский археолог, крупнейший исследователь культур неолита и бронзы центра Русской равнины, доктор исторических наук.
Автор текста: Рыбакова В.Н., н.с. исторического отдела.
Дмитрий Александрович Крайнов родился 30 сентября 1904 года в деревне Ивашево Владимирской губернии, в обычной крестьянской семье среднего достатка. В 12 лет он поступил в духовное училище в Переславле-Залесском, но после событий октября 1917 года вернулся домой и продолжил обучение в гимназии в городе Киржач. В это время впервые проявился его интерес к археологии и в 1925 году он поступил в Московский государственный университет на историко-археологическое отделение этнологического факультета. После окончания МГУ Дмитрий Александрович поступил на работу в Государственный исторический музей, где работал до 1941 года. Параллельно с основной работой он закончил музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова по классу оперного пения, поскольку обладал прекрасным голосом и слухом.
Научные интересы Дмитрия Александровича были многогранны. Он проводит раскопки в Александрове, где открывает остатки дворцовых построек времен Ивана Грозного, продолжает раскопки Тимоновской палеолитической стоянки в Брянской области, возглавляет экспедицию ГИМа, которая исследует археологические стоянки в юго-западном Крыму и на Северном Кавказе.
В начале Великой Отечественной войны Д. А. Крайнов вместе с другими археологами ГИМа вступает добровольцем в ряды народного ополчения, дважды попадает в плен и дважды бежит из него, вновь отправляется на передовую, работает в медсанбате, а затем в Краснознаменном ансамбле красноармейской песни и пляски СССР. В 1944 году Дмитрий Александрович был репрессирован, обвинен по 58 статье УК РСФСР (измена Родине) и сослан в исправительно-трудовой лагерь. В этих условиях ему помогли выжить артистизм и талант, он становится артистом лагерного театра «Стройки 501/503». В 1951 году последовало досрочное освобождение и Дмитрий Александрович возвращается в родную деревню. Путь в науку для него оказывается надолго закрыт, поэтому он устраивается работать руководителем художественной самодеятельности в клуб текстильной фабрики «Свобода».
14 лет Дмитрий Александрович был оторван от науки. Возвращение случилось в 1954 году благодаря хлопотам друзей и бывших коллег, в числе которых были ученый, археолог, доктор наук Александр Яковлевич Брюсов и выдающийся антрополог и археолог Михаил Михайлович Герасимов — автор методики восстановления внешнего облика человека на основе скелетных остатков. Дмитрий Александрович устроился в Угличский краеведческий музей и возглавил Угличскую археологическую экспедицию. Начался тридцатилетний период наибольшей активности его полевых исследований, в течение которого было опубликовано более 150 научных работ. Он приступил к исследованию многослойного памятника Золоторучье—I, открытого еще в 1930-е годы. В отличие от первых исследователей, датировавших стоянку Золоторучье—I периодом мезолита (10 — 9 — 7 тыс. лет назад) или ранним железом (VIII-III вв. до н. э.), Д. А. Крайнов счел ее временным поселением различных эпох, в том числе позднего палеолита (45- 40 — 12-10 тыс. лет назад). Исследования Д. А. Крайнова доказали уникальность стоянки первобытных людей на территории Ярославской области. До нее памятники палеолита здесь не были известны.
В 1956 году однокурсник Дмитрия Александровича Евгений Игнатьевич Крупнов зачисляет его в штат Института истории материальной культуры Академии наук СССР. В 1959 году Д. А. Крайнов возглавил Верхне-Волжскую экспедицию Института археологии АН СССР и приступил к планомерному археологическому изучению Верхнего Поволжья. Он проводил раскопки в Ярославской, Ивановской, Калининской (Тверской) областях, работал в Костромской и Московской областях. Многочисленные раскопки и исследования, проведенные под руководством Дмитрия Александровича Крайнова, занимают особое место в истории археологического изучения территории Ярославской области.
Являясь руководителем экспедиции, он умел грамотно организовать не только работу, но и быт археологов, справедливо полагая, что для плодотворной работы сотрудники должны быть хорошо устроены и накормлены. Вечерами Дмитрий Александрович вместе со всеми любил посидеть у костра, пел экспедиционные песни и старался ничем не выделяться среди коллег. Прежде всего он стремился создать единый слаженный коллектив, а каждый его отчет начинался с обязательной общей фотографии и перечисления всех работавших в экспедиции.
Открытие могильника эпохи бронзы у деревни Фатьяново в 1873 году стало находкой мирового значения и дало название новой археологической культуре. Споры о ее происхождении до сих пор не прекращаются. Почти вся информация о фатьяновской культуре получена из ее захоронений — грунтовых могильников. Богатый погребальный инвентарь дает представление о быте далеких предков современных ярославцев.
За десять лет работы Верхне-Волжской экспедицией было открыто и обследовано около 45 могильников и 15 стоянок, на могильниках вскрыто около 240 погребений, что превышает больше чем в три раза число всех погребений фатьяновской культуры за все предыдущие годы со дня открытия первого могильника. Дмитрий Александрович обобщил и систематизировал накопленный материал, что позволило по-новому взглянуть на проблему происхождения и развития фатьяновской культуры. Его выводы были изложены в докторской диссертации, защищенной в 1969 году и монографии «Древнейшая история Волго-Окского междуречья: Фатьяновская культура II тыс. до н. э.»
Наиболее примечательными предметами в фатьяновских захоронениях являются боевые топоры. Они изготавливались из кристаллических пород камня — гранита, диорита, диабаза. Также встречаются игрушечные топоры из камня и глины в детских могилах. Исследователи предполагают, что фатьяновцы приучали сыновей к жизни воина с самого детства.
Не менее важную роль в погребальном обряде фатьяновцев играют глиняные сосуды. Они сопровождают все погребения за очень редкими исключениями. Украшения фатьяновской керамики весьма разнообразны и у каждой территориальной группы выделяются свои мотивы: ёлочные, решётчатые, лопастные, ромбические, насечки, зигзаги и другие орнаменты.
В большом количестве в погребениях встречаются костяные орудия. Их ассортимент разнообразен — это проколки, шилья, иглы, кинжалы, лощила, кочедыки, застежки и наконечники стрел. Все они изготовлены из костей различных животных: крупного рогатого скота, свиньи, овцы, оленя, медведя.
Для женских погребений характерны украшения, в том числе ожерелья и нашивки из зубов и костей животных (куниц, соболей, лис, бобров). Часто в могилах встречаются амулеты из клыков и зубов медведя и кабана, на которых фатьяновцы охотились.
Найдены медные и бронзовые предметы, которые в это время входят в обиход людей. Литейные формы показывают, что в середине III тыс. до н. э. уже была известна металлообработка.
Благодаря анализу археологических находок ученые установили, что фатьяновские племена вели комплексное хозяйство, основанное на скотоводстве, охоте, рыбной ловле и собирательстве. Главную роль играло скотоводство, поскольку найдены кости свиней, овец, коров и лошадей. До сих пор спорным является вопрос о наличии земледелия.
При помощи современных методов исследования ДНК палеогенетикам удалось выяснить родственные связи фатьяновцев, их болезни и внешний вид: вытянутое лицо, тёмные или темно-русые волосы, карие глаза. По методу реконструкции Герасимова удалось составить портреты некоторых людей, останки которых были найдены в Волосово-Даниловском могильнике.
После работ Верхне-Волжской экспедиции по исследованию фатьяновских могильников, завершившихся в 1970 году, последующие 20 лет более никто ими не интересовался. Лишь в 1990 году были предприняты раскопки могильников в Тверской области, которые с перерывами продолжались до 2000 года. Находки подобных могильников невозможно спрогнозировать, поскольку до сих пор непонятны принципы их расположения.
Дмитрий Александрович Крайнов работал в «поле» до 88 лет и только в 1992 году из-за тяжелой болезни был вынужден отойти от дел. В 1998 году, в возрасте 94 лет он скончался. Похоронен в Москве на Хованском кладбище, и на памятнике, установленном на месте захоронения, в память о деле всей его жизни выгравирован фатьяновский сосуд.