Ярославский музей‑заповедник

И бысть сеча зла…

Автор текста: Сабирова Ю.Ю.

4 марта 2023 г. — 785 лет со дня битвы на реке Сить. Итоги этого сражения имели катастрофические последствия для северо-восточной Руси.

В 1236-1237 гг. западный поход татаро-монгольского войска возглавил хан Батый. Осенью 1237 г. его войска подошли к границам Рязанского княжества, а уже в начале января 1238 г. войско Батыя вторглось во Владимиро-Суздальскую Русь. 3 февраля город Владимир был осажден, а через несколько дней захвачен и разрушен. Согласно летописи, после взятия Владимира в начале февраля 1238 г. войско Батыя разделилось: одни пошли на Городец, часть пошла на Переславль и, взяв, город, отправилась дальше до Торжка, а часть войска под руководством темника Бурундая пошли к Ростову и Ярославлю.

До начала XXI в. сведений о сопротивлении Ярославля монгольским войскам не было. Однако, начатые в 2004 г. в исторической части города Институтом археологии Российской академии наук археологические исследования обнаружили факт жестокой расправы войсками Бурундая над жителями города. В результате раскопок было обнаружены санитарные массовые захоронения останков примерно 500 человек. В них же были найдены несколько наконечников стрел и согнутая сабля. Взяв Ярославль, монголы по льду Волги отправились в погоню — в сторону рек Молога и Сить.

Наконечники стрел и сабля. XIII в. Железо Раскопки Института Археологии РАН в Ярославле в 2004-2011 гг. Материалы из собрания Ярославского музея-заповедника Шпора, подкова, фрагменты удил. XIII-XVII вв. Железо Материалы из собрания Ярославского музея-заповедника

Владимирский князь Юрий Всеволодович в это время отправился на север, по берегам притоков Волги, собирая полки для решающего сражения. Летописи кратко сообщают о подготовке к сражению:

князь Юрий с братом своим Святославом (Юрьевский), и с племянниками своими Васильком (Ростовским), и Всеволодом (Ярославским), и Владимиром (Угличским), и с воинами своими пошел против поганых.

Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI в.

Не откликнулись на призыв к объединению ни другой брат Владимира Переславский князь Ярослав Всеволодович, ни племянник Александр Ярославич, княживший в Новгороде.

Ранним утром 4 марта 1238 г., высланный к истоку реки Сить сторожевой отряд русских войск был смят неприятелем, и конница темника Бурундая неожиданно для Юрия Всеволодовича появилась вблизи основной массы войск:

И встретились оба войска, и была сеча зла, и побежали наши перед иноплеменниками.

Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI в.

В бою погибли Юрий Владимирский и Всеволод Ярославский, ростовский князь Василько был взят в плен:

И тут убит был князь Юрий, а Василька взяли в плен безбожные и повели в станы свои. А случилось это несчастье месяца марта в четвертый день, на память святых мучеников Павла и Ульяны. Так был убит великий князь Юрий на реке Сити, и многие из его дружины погибли здесь. Блаженный же епископ Кирилл пришел с Белоозера, взял тело князя, и принес его в Ростов. И совершив над ним погребальные песнопения с игуменами, и с клирошанами, и с попами, со многими слезами положили его в гробницу в церкви святой Богородицы.

Печать Ярославского князя Всеволода Константиновича. XIII в. Свинец Раскопки Института Археологии РАН в Ярославле в 2010 г. Материалы из собрания Ярославского музея-заповедника

По свидетельству летописи, татары стали принуждать его принять языческие обычаи и воевать на их стороне. После его отказа перейти на службу к Батыю Василько был убит и брошен в лесу:

А Василька Константиновича вели насильно до Шерньского леса, и когда стали станом, проклятые безбожные татары упорно принуждали его принять их поганые обычаи, быть вместе с ними и воевать на их стороне. Но он не покорился их беззаконию и, не переставая, обличал их... Татары же заскрежетали на него зубами, желая насытиться его кровью... Когда тело Василька было брошено в лесу, увидела его некая благочестивая женщина и рассказала об этом своему богобоязненному мужу, поповичу Адриану. Взял он тело князя Василька, и завернул его в понявицу, то есть в саван, и положил его в тайном месте. Узнав об этом, боголюбивый епископ Кирилл и княгиня Василька послали за телом князя, и принесли его в Ростов. И когда понесли его в город, навстречу ему вышло множество людей, проливая слезы жалостные, горюя, что остались без такого утешителя.

Василька Ростовского и Владимирского князя Юрия похоронили в Успенском соборе Ростова.

Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI в.

На протяжении XIX–XX вв. историки и археологи пытались определить точное место Ситской битвы. Так как река Сить протекает по границе Ярославской и Тверской губерний, к началу ХХ века сложились две основные гипотезы о месте битвы: в верхнем течении реки на территории Тверской губернии или на средней Сити на территории Брейтовского или Некоузского районов Ярославской области.

Карта.png

Одной из первых работ о месте Ситской битвы были путевые заметки известного историка и публициста XIX в. М. И. Погодина. Он писал, что в Бежецке и Весьегонске бытуют смутные представления о какой-то битве, где погиб князь. В 1853 г. в выпуске «Этнографического сборника» появилась статья священника А. Преображенского. Автор, также как и М. И. Погодин, приводил ряд местных легенд, например, о князе Егории, похороненном в церкви у деревни Игнатово, на основании которых он относил курганы у села Покровское Ярославской губернии и земляной вал у села Семеновское ко времени битвы и писал о многочисленных находках человеческих костей и древних предметов.

Другой работой, уже основанной на археологических источниках, была работа ярославского краеведа Ф. Никольского. Он писал, что наибольшее число курганов (около 200), где нередко находили бердыши, стрелы и другие предметы вооружения, расположено на берегу Мологи в местечке Халитово, следовательно, именно здесь была окончена сеча. Выше устья Сити располагаются две группы курганов за селами Брейтово и Черкасово, а выше по руслу Сити есть курганы у Глебовского, Губина, Тимонина, Туманова, Княгинина и Покровского и именно здесь, по мнению автора, был убит Юрий Всеволодович. В 1866 г. Ярославский губернский статистический комитет поручил натуралисту Л. П. Сабанееву предварительный осмотр курганов, нанесение их на план и предварительную раскопку некоторых их них. Всего им было выявлено около 540 курганов, 24 — раскопано. На многих костяках, по словам Л. П. Сабанеева, видны следы холодного оружия.

В 1874-1875 гг. археолог Л. К. Ивановский проводил исследование Ситских курганов по заданию Московского Археологического общества. И находки, сделанные им, позволили датировать насыпи X — началом XI вв., а вовсе не XIII в. Выводы Ивановского привели к тому, что Ситские курганы и остатки укреплений ряд ярославских краеведов вообще перестали связывать с битвой, а место сражения старались уточнить, опираясь исключительно на местную топонимику и народные предания.

Были и те, кто пытался найти компромиссное решение. Так, например ярославский краевед В. И. Лествицын писал, что после битвы у оставшихся в живых воинов и местных жителей не было возможности насыпать курганы над убитыми — их похоронили в курганах Х—ХI веков, но могилы получились не очень глубокими, были размыты дождями, что и позволило местным жителям впоследствии находить кольчуги, мечи и другие свидетельства битвы.

В 1878 г. в «Тверских губернских ведомостях» появилась заметка о раскопках курганов у деревни Божонки, а также о нахождении крестьянами здесь оружия. Божонки называл местом битвы и тверской краевед Н. Н. Овсянников.

Подробно проблема Ситской битвы рассмотрена и в работах археолога и краеведа из Нижнего Новгорода А. С. Гациского. В июне 1886 г. он получил предложение от Ярославского комитета по подготовке VII археологического съезда произвести раскопки на берегах Сити. По итогам своих исследований А. С. Гациский сделал следующие выводы: летописи о месте битвы молчат, раскопки на Сити сведения о битве не подтвердили, народные предания называют местом битвы Божонки. По его мнению, битва действительно произошла в Божонках (Тверская губерния), а затем русские войска преследовались татарами до Станилова и Юрьевского. Приводит А. С. Гациский и забавные представления крестьян о местной топонимике. Некий дед Семен рассказывал: Батый разбил князя, но побожился, что сюда больше не придет — деревня Божонки; когда Батый ушел от Сити, «некого было в узы вязать» — село Некоуз. Крестьяне из Станилова также связывали местные названия с событиями 1238 года: в деревне Судьбище князь Юрий «ослушников судил», а деревня Рубцово была рубежом для войска. О своих выводах автор сделал доклад на заседании VII археологического съезда в Ярославле в 1887 г., где он окончательно опроверг какое-либо отношение курганов Мологского уезда к событиям 1237–1238 гг.

Своя точка зрения о месте битвы на реке Сить и у ярославского краеведа П. А. Критского. Он, опираясь на бытующие в Мологском уезде предания о битве, в которой погиб князь Егорий, называл местом его гибели деревни Игнатово или Юрьевское, станом войска деревню Станилово, в Божонках, по его мнению, произошло столкновение с татарами отряда Дорожа, главное же сражение было ближе к устью реки. Критский также приводил одно из местных объяснений географических названий: пустынь Шолдомеж — от выражения «шел до межи» (Батый дошел до межи с Новгородом).

Таким образом, к началу ХХ века сложились две основные гипотезы о месте Ситской битвы: в верхнем течении реки на территории Тверской губернии или на средней Сити (возможно на всем ее протяжении). К сожалению, археологическими методами место битвы найти очень сложно. Поэтому, битва на Сити до сих пор во многом остается загадкой для исследователей. Но она является важной вехой в истории Северо-Восточной Руси. В результате Владимир утратил былое могущество, а многие города долгое время находились в состоянии упадка. Нашествие Батыя завершилось установлением на Руси образа правления, которое в отечественной историографии называется монгольским игом.