В Ярославском музее-заповеднике прошла заключительная сессия проекта «Музей в системе экономики», который стал победителем четвертого цикла конкурса «Профессиональное развитие» благотворительной программы «Музей без границ» фонда Владимира Потанина. В проекте принимают участие более тридцати человек — представители музейного сообщества, сотрудники Ярославского музея-заповедника, туристического бизнеса, руководители частных музеев области, гости из других регионов.
Заместитель директора по науке Светлана Блажевская в приветственном слове высказала пожелание, чтобы совместные интеллектуальные усилия участников проекта привели к прорывным решениям в заявленной теме взаимоотношений музея и экономики. Модератор встречи Дмитрий Полознев, кандидат исторических наук отметил актуальность проекта не только для музеев Ярославской области, но и для музейной отрасли в целом.
Рефлексия участников проекта порадовала экспертов своей разноплановостью. Сотрудник музея-заповедника Ольга Семенихина отметила, что для нее понятие «музейная экономика» обрело зримые черты и определились некоторые векторы для применения теории на практике. Сотрудник частного Музея фарфора им. В. Орлова Ирина Плишина подняла острую тему прямой зависимости музейной экономики от грамотного пиара и умения коммуницировать с партнерами. Руководитель МУК «Некоузский культурно-этнографический центр» Ольга Баскакова призналась, что участие в проекте помогло ей посмотреть на привычные вещи под новым углом, а новое видение повлияло на выстраивание деловых отношений с представителями бизнес-структур района. Эксперт проекта Антон Лагутин, исполнительный директор АНО Деловой клуб «Наследие и экономика», отметил важность выстраивания диалога между всеми участниками процесса — музеями, властью, бизнесом, СМИ, и акцентировал внимание на общих ценностях.
Партнером музея-заповедника в реализации проекта «Музей в системе экономики» выступил Учебно-методический и информационный центр работников культуры и искусства Ярославской области, поэтому проект стал не только исследовательским, но и обучающим, и все его участники получили удостоверения о повышении квалификации. Документы вручила директор центра Любовь Сергеевна Кудрявцева, отметив в поздравительном слове, что Ярославский музей-заповедник давно стал активной площадкой для общественной жизни региона в самых разных направлениях, проводником новых смыслов, и надежным партнером в подготовке профессиональных кадров в отрасли культуры.
В любом вопросе важно взглянуть на проблему со стороны. Для этого на заключительную сессию были приглашены известные персоны из разных сфер культуры и экономики. Кандидат исторических наук, доцент исторического факультета ЯрГУ им. П. Г. Демидова Сергей Федоров специализируется в сфере рекламы и общественных связей. Поднятая одним из участников проекта болевая тема выстраивания взаимоотношений со СМИ исключительно на коммерческой основе, оказалась ему близка. Он предложил искать новые ходы в этом партнерстве, учитывая не только музейные интересы, но и интересы средств массовой информации.
Кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой регионоведения и туризма исторического факультета ЯрГУ им. П. Г. Демидова Андрей Данилов отметил, что этот проект ориентирован, в том числе и на продолжение интеграции музеев в экономику региона, прежде всего туристической сферы. Ни в коем случае «экономика впечатлений», о котором так много говорят в последнее время, не должна выливаться в однотипные интерактивные музейные программы с ряжеными. По мнению Андрея Юрьевича необходим баланс между миссией хранения и научного изучения экспонатов, которая является основополагающим в музейной деятельности, и предъявлением коллекции посетителю. И вот в этом предъявлении «бесценное музейное собрание» должно иметь вполне конкретный ценник.
Большой интерес вызвало выступление Глеба Городянкина, основателя частного музея «Конь в пальто» в Переславле-Залесском, гостиницы при музее и кофейни-антикварного магазинчика в Ярославле. Для частного бизнеса неделимость понятий экономика и музей очевидна, государственных дотаций он не имеет. Он на своем опыте убедился, что туристы не привыкли тратить серьезные деньги на музей, с одной стороны, а, с другой стороны, к бесплатному они относятся хуже, чем к тому, за что заплатили из собственного кошелька. Вот такой парадокс. С ним согласился и известный экономист Александр Прохоров: люди охотно пользуются предоставленными благами, но совершенно не готовы за это платить, а чтобы это понимание пришло, необходимо доходчиво объяснять, что, сколько и почему именно столько стоит в музейной сфере.
Манифест, как итоговый документ проекта «Музей в системе экономики» озвучили в конце рабочего дня эксперты доктор исторических наук, главный научный сотрудник лаборатории оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования (МГПУ) Иван Гринько, исполнительный директор АНО Деловой клуб «Наследие и экономика» Антон Лагутин и финансист директор ООО «Оценочная компания ВЕТА» Дмитрий Жарский. По их мнению, в ходе проекта их участниками была «проделана прорывная работа, которая, безусловно, обогатит музейную жизнь страны».
Ольга Троицкая, руководитель проекта: «Проект «Музей в системе экономики» завершается 6 июня. Его результаты будут опубликованы и доступны всем заинтересованным лицам. Сильная интеллектуальная команда экспертов, увлеченные и неравнодушные участники проекта, практически стали соавторами манифеста. Мы надеемся, что этот опыт будет востребован, эксперты и участники этого инновационного проекта согласились, что в конце надо поставить многоточие или продолжение следует...»