18 декабря — санитарный день. Экспозиции и выставки не работают. 19 декабря музей работает с 10:00 до 18:00, по обычному графику.
Подробнее
Ярославский музей‑заповедник

Золотой петушок. Небылица в лицах в постановке Оперы С.И.Зимина, слова А.С.Пушкина, эскизы декораций и костюмов И.Билибина

Виртуальная выставка из цикла «Листаем книгу».

«...Если все партитуры Римского-Корсакова
красивы даже своей фактурой, своим обликом,
то партитура „Сказки о золотом петушке“ —
красивейшая из красивых. Она прекрасна».
Б.Асафьев

В 2019 году исполняется 110 лет со дня первой постановки оперы Н.А.Римского-Корсакова «Золотой петушок», представляющей собой редкий в мировой классике пример сатирической оперы.
«Золотой петушок» — последняя из пятнадцати опера Римского-Корсакова, она стала последней русской дореволюционной оперой, последней вершиной могучего классического русского музыкального искусства, пришедшего из XIX века. Закончился блестящий период расцвета, начавшийся премьерой «Ивана Сусанина» М.И.Глинки.
Оперное наследие великого композитора, многоплановое и разнообразное, охватывает самые разные жанры, но, как известно, сказочно-эпическому, замешенному на славянском фольклоре, в нем отведена главная роль. «Золотой петушок» — и вершина мастерства, и новое слово в композиторской мысли Римского-Корсакова и его современников.


В научной библиотеке Ярославского музея-заповедника хранится подлинная библиографическая редкость — уникальное издание, связанное с постановкой этой оперы в Москве.
«Золотой петушок. Небылица в лицах в постановке Оперы С.И.Зимина, слова А.С.Пушкина, эскизы декораций и костюмов И.Билибина». М.: Издание С.И.Зимина; Т-во Скоропечатни А.А.Левенсон, 1909 г.
На странице, предваряющей текст — заявление самого инициатора и заказчика издания: «Цель издания книги — знакомить публику с новыми постановками оперы С.И.Зимина».
Это издание выходило без титульного листа, в издательской иллюстрированной обложке. На обложке музейного экземпляра имеется редко сохраняемая издательская наклейка: «Виньетки И.Федотова».
И.Я.Билибин. Иллюстрация к книге «Золотой петушок. Небылицы в лицах». Страница из книги «Золотой петушок. Небылицы в лицах». Страница из книги «Золотой петушок. Небылицы в лицах». Страница из книги «Золотой петушок. Небылицы в лицах». Страница из книги «Золотой петушок. Небылицы в лицах».
Все остальные рисунки в издании принадлежат И.Я.Билибину. Многочисленные рисунки выполнены в графической манере, их дополняют 24 цветные репродукции эскизов костюмов и декораций к спектаклю на вклейках.
В музейном экземпляре отсутствуют 2 вклейки Билибина, утраченными оказались образы Шамаханской царицы и одной из её рабынь.
На двух последних листах книги помещены фотопортреты руководителей театра, а также фотографии артистов, участвовавших в премьерном спектакле «Золотого петушка».
И.Я.Билибин. Иллюстрация к книге «Золотой петушок. Небылицы в лицах». Страница из книги «Золотой петушок. Небылицы в лицах». И.Я.Билибин. Иллюстрация к книге «Золотой петушок. Небылицы в лицах». И.Я.Билибин. Иллюстрация к книге «Золотой петушок. Небылицы в лицах». И.Я.Билибин. Иллюстрация к книге «Золотой петушок. Небылицы в лицах».

И.Я.Билибин. Иллюстрация к книге «Золотой петушок. Небылицы в лицах». И.Я.Билибин. Иллюстрация к книге «Золотой петушок. Небылицы в лицах». И.Я.Билибин. Иллюстрация к книге «Золотой петушок. Небылицы в лицах». И.Я.Билибин. Иллюстрация к книге «Золотой петушок. Небылицы в лицах». И.Я.Билибин. Иллюстрация к книге «Золотой петушок. Небылицы в лицах».

Опера С.Зимина.

«Опера С. И. Зимина» — крупнейший частный театр России, работавший в Москве в 1904–1917 годах. Театр получил имя русского театрального деятеля, мецената, основателя и владельца Сергея Ивановича Зимина.
Композиторы М.М.Ипполитов-Иванов и Н.А.Римский-Корсаков. Начало XX века.Открытие театра состоялось 1 октября 1904 года представлением оперы «Майская ночь» Н.А.Римского-Корсакова. Большую роль в творческой судьбе коллектива сыграл главный режиссёр театра П.С.Оленин — в прошлом оперный певец. Продуманные сценические разработки хоровых ансамблей, характерные для его спектаклей, стали одним из крупнейших достижений дореволюционного русского оперного театра. В разное время в театре работали режиссёры А.В.Ивановский, А.П.Петровский, Ф.Ф.Комиссаржевский. Музыкальное руководство с первых дней осуществлял М.М.Ипполитов-Иванов. Музыкальными руководителями театра в разные годы были Э.А.Купер, Ю.М.Сливинский, Е.И.Букке, Е.Е.Плотников, А.М.Пазовский, И.О.Палицын, М.А.Купер, М.М.Багриновский.
Декорационно-художественным оформлением спектаклей театра занимались выдающиеся художники своего времени — И.Я.Билибин, П.П.Кончаловский, Ф.Ф.Федоровский, И.С.Федотов, А.М.Васнецов, И.А.Малютин, А.И.Маторин, С.Ю.Судейкин, Н.К.Рерих, В.Д.Поленов, А.Я.Головин, В.А.Серов, А.В.Щекотихина-Потоцкая и другие.
В театре сложилась особая творческая атмосфера, был создан «театр единомышленников», душой которого стал сам Сергей Иванович Зимин, руководивший всеми постановочными процессами.
В Опере С.Зимина работали как выдающиеся вокалисты времени, так и начинающие артисты. Наряду с известными певцами Зимин приглашал в свой театр молодых актёров, организуя часто им помощь в вокальном и художественном образовании.
С первых дней в театр пришло несколько ведущих артистов из бывшей оперы С.И.Мамонтова — Е.А.Цветкова, В.Н.Петрова-Званцева, А.В.Секар-Рожанский. В театр поступил весь состав хора (60 человек) московского Общества оркестровых музыкантов, была своя балетная труппа — профессиональные танцовщики-воспитанники балетного училища, открытого при театре, свой оркестр, состоящий из 80 музыкантов.
Среди певцов-артистов театра — М.В.Бочаров, Н.А.Шевелёв, С.И.Друзякина, В.П.Дамаев, Н.П.Кошиц, К.Д.Запорожец, Г.А.Бакланов, В.В.Люце, Е.С.Кипаренко, Н.И.Сперанский, В.Р.Пикок, Н.С.Ермоленко-Южина, А.Е.Ростовцева, А.И.Добровольская.
Ряд партий на сцене театра создал Ф.И.Шаляпин — в опере «Фауст» Ш.Гуно, «Дон-Кихот» Ж.Массне, «Борис Годунов» и «Хованщина» М.П.Мусоргского, «Русалка» А.С.Даргомыжского, «Юдифь» и «Вражья сила» А.Н.Серова, «Моцарт и Сальери» Н.А.Римского-Корсакова.
Ф.И.Шаляпин — Иван Грозный в опере Н.А.Римского-Корсакова «Псковитянка». 1899 год. Ф.И.Шаляпин — Мельник в опере А.С.Даргомыжского «Русалка». 1899 год. Портрет Ф.И.Шаляпина с автографом Л.В.Собинову. 1900 год.
На сцене Оперы С.Зимина пел Л.В.Собинов. Зрители увидели его в операх «Майская ночь» Н.А.Римского-Корсакова, «Манон» Ж.Массне, «Ромео и Джульетта» Ш.Гуно.
Л.В.Собинов — кавалер Де Грие в опере Ж. Массне «Манон». 1907 год. Л.В.Собинов в роли Левко в опере Н.А.Римского-Корсакова «Майская ночь». 1909 год. Л.В.Собинов — Ромео в опере Ш.Гуно «Ромео и Джульетта». 1902 год. Л.В.Собинов — Ромео в опере Ш.Гуно «Ромео и Джульетта». 1902 год.
На сцене театра неоднократно выступали зарубежные певцы — Т.Руффо, Дж.Ансельми, М.Гай, М.Лябиа, М.Бойе, Л.Кавальери и др. Много лет подряд здесь пел знаменитый итальянский певец М.Баттистини. В 1915 на сцене театра танцевала М.Ф.Кшесинская, в 1916 году на сцене театра выступала балетная труппа под руководством М.М.Фокина.
В репертуаре театра были все оперы П.И.Чайковского, большинство опер Н.А.Римского-Корсакова. К лучшим постановкам. Зимин относил оперу «Борис Годунов» Мусоргского, впервые поставленную без купюр, в авторской редакции. На сцене театра впервые в России была поставлена опера «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р.Вагнера.
А постановка оперы «Золотой петушок», премьера которой стала первой постановкой после смерти композитора, до сих пор считается непревзойдённой.
В Опере С.Зимина реализовалось желание её руководителя и владельца перевести в Москву все новые достижения Европы, как в отношении репертуара, так и организации театрального дела, для изучения которого в период с 1904 по 1914 годы Зимин с сотрудниками неоднократно совершал поездки за границу. Поскольку Опера С.Зимина развивала традиции Частной русской оперы Мамонтова, основным направлением театра оставалась и мамонтовская традиция приоритета опер русских авторов.

Сергей Иванович Зимин. 1909 год.Вместе с тем, в репертуаре было много зарубежных опер, многие из которых впервые в России были поставлены именно на сцене Оперы C.Зимина. Среди них — «Багдадский цирюльник» П.Корнелиуса, «Ураган» А.Брюно, «Так сказал король» Л.Делиба, «Маркитантка» Б.Годара, «Король города Иза» Э.Лало, а также оперы Р.Леонкавалло, П.Масканьи, Ж.Массне, А.Мессаже, Г.Шарпантье и другие.
Впервые на московской сцене была поставлена опера «Кармен» Ж.Бизе в авторской редакции, как комическая опера — с речитативами. Были осуществлены и премьеры опер отечественных авторов — В.И.Ребикова, А.Д.Кастальского, А.А.Оленина, Ипполитова-Иванова, Ц.А.Кюи и др.
В 1915 была возобновлена одна из первых русских опер «Мельник — колдун, обманщик и сват» М.М.Соколовского, в то время приписываемая Е.И.Фомину. Ежегодно в театре осуществлялись постановки 6–8 новых опер.
В 1917 Зимин передал свой театр в ведение Совета рабочих и солдатских депутатов с названием «Театр Совета рабочих депутатов», включая оборудование, костюмы, нотную библиотеку, декорации свыше 100 опер и ряда балетных спектаклей. В это время в театре была осуществлена премьера оперы «Орестея» С.И.Танеева, шли оперы «Евгений Онегин» Чайковского, «Хованщина» Мусоргского, «Богема» Дж.Пуччини, «Золотой петушок» Римского-Корсакова и др. В последующие годы театр сменил несколько названий, здесь по-прежнему ставились оперы, работали выдающиеся театральные художники и оперные артисты.
Однако в 1924 году театр был закрыт.

Композитор Н.А.Римский-Корсаков. Начало XX века.Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844–1908) — выдающийся русский композитор, дирижёр, педагог.
Родился 18 марта 1844 г. в Тихвине Новгородской губернии. К музыке имел склонность с детства, но вначале избрал карьеру морского офицера. Не оставляя занятий музыкой, в 1856 г. поступил в Морской корпус в Петербурге.
В 1852 году Николай Андреевич познакомился с композитором М.А.Балакиревым и стал членом его кружка, что оказало решающее воздействие на формирование его личности и эстетических взглядов. В то время в Балакиревский кружок, который позднее стал называться «Могучая кучка», помимо его главы Балакирева и самого Римского-Корсакова, входили Ц.А.Кюи и М.П.Мусоргский. М.А.Балакирев руководил работой более молодых коллег и не только подсказывал верные композиторские решения для создаваемых ими сочинений, но и помогал с инструментовкой.
Под влиянием и руководством Милия Алексеевича было начато первое крупное сочинение Римского-Корсакова — Первая симфония.
В 1862 г. по окончании Морского корпуса Римский-Корсаков отправился в трёхлетнее кругосветное морское путешествие на клипере «Алмаз», участвовавшем в экспедиции к берегам Северной Америки, благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию. Служба на клипере не оставляла времени для музыки, так что единственное сочинение, появившееся в этот период из-под пера композитора — вторая часть Первой симфонии, Анданте, написанное в конце 1862 года, после чего Римский-Корсаков на время отложил своё сочинительство. Впечатления от морской жизни позднее воплотились в «морских пейзажах», которые композитору удалось запечатлеть в своих произведениях посредством оркестровых красок.
По возвращении в Петербург Николай Андреевич, не оставляя службы во флоте, всецело занялся музыкальным образованием. Он снова попадает в общество членов Балакиревского кружка, знакомится с его новым участником — химиком и начинающим композитором А.П.Бородиным, с кумиром кружка А.С.Даргомыжским, с сестрой М.И.Глинки Л.И.Шестаковой и с П.И.Чайковским.
В 1865 он завершил работу над первым крупным сочинением — Первой симфонией. Затем появились «Увертюра на русские темы, «Сербская фантазия», симфоническая картина «Садко», Вторая симфония — «Антар», ряд ярких поэтичных романсов.
Успех этих сочинений был столь велик, что в 1871 г. Римского-Корсакова пригласили в Петербургскую консерваторию на должность профессора инструментовки и свободного сочинения.
В 1873 г. Николай Андреевич окончательно оставил службу во флоте и получил должность инспектора военных оркестров флота (которую занимал вплоть до её ликвидации в 1884 г.), совмещая её с профессорскими обязанностями в консерватории.
Главным жанром в творчестве композитора стала опера.
За всю свою жизнь этот композитор написал 15 опер, которые поражают свои великолепием.
Свою первую оперу «Псковитянка» он написал в 1872 г. В 1879 г. появилась «Майская ночь» на сюжет Н.В.Гоголя. В 1881 г. Римский-Корсаков создал, пожалуй, самое вдохновенное своё произведение — оперу «Снегурочка» на сюжет весенней сказки А.Н.Островского.
Страница из книги «Золотой петушок. Небылицы в лицах».После опер «Млада» и «Ночь перед Рождеством» композитор вновь обратился к былинным образам. Так была в 1896 году написана опера «Садко», которая сразу получила широкую известность и популярность.
Н.А.Римский-Корсаков стал основоположником жанра оперы-сказки.
Им были написаны оперы «Сказка о царе Салтане» (1900), «Кащей Бессмертный» (1902), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904).
Последней работой композитора стала опера «Золотой петушок» (1907).
Заслуги его как педагога также велики. Николай Андреевич воспитал около 200 композиторов, среди которых А.К.Глазунов, А.С.Аренский, И.Ф.Стравинский, С.С.Прокофьев. Он — автор учебника «Основы оркестровки», двух учебников по гармонии, многочисленных музыкальных статей.
Николай Андреевич Римский-Корсаков умер 21 июня 1908 г. в усадьбе Любенск близ Луги.

Художник И.Я.Билибин. Начало XX века.Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) — русский живописец и график, театральный художник, один из выдающихся художников-иллюстраторов детской книги, участник объединения «Мир искусства», с 1916 г. — его председатель. Учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1895-1898), в школе живописи А.Ашбе в Мюнхене (1898), мастерской И.Е.Репина в школе-мастерской княгини М.К.Тенишевой (1898-1900) и в Петербургской академии художеств (1900-1904). В 1907 — 1917 — преподавал графику в школе Общества поощрения художеств.
В 1925 г. переехал в Париж, где интенсивно работал — оформил 10 спектаклей, среди которых наибольшую известность приобрели оперы «Сказка о царе Салтане» (1929) и «Сказание о граде Китеже и деве Февронии» (1934) Н.А.Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П.Бородина, «Борис Годунов» М.П.Мусоргского (обе 1930), а также иллюстрировал народные сказки, в том числе и французские.
В 1936 г. Билибин вернулся на родину и был хорошо принят. Он получил место профессора графической мастерской ИЖСА в Ленинграде, в 1939 г. стал доктором искусствоведения.
В эти годы художник сотрудничал с театрами. В 1936 году он создал эскизы декораций и костюмов к опере «Сказка о царе Салтане» для Ленинградского театра оперы и балета имени С.М.Кирова. В 1939 году — эскизы декораций и костюмов к пьесе «Полководец Суворов» Ленинградского театра драмы имени А.С.Пушкина.
Отказавшись от эвакуации, в первую же блокадную зиму в Ленинграде Билибин умер от голода (7 февраля 1942 года ).
И.Я.Билибин. Иллюстрация к книге «Золотой петушок. Небылицы в лицах». И.Я.Билибин. Иллюстрация к книге «Золотой петушок. Небылицы в лицах». И.Я.Билибин. Иллюстрация к книге «Золотой петушок. Небылицы в лицах». И.Я.Билибин. Иллюстрация к книге «Золотой петушок. Небылицы в лицах». И.Я.Билибин. Иллюстрация к книге «Золотой петушок. Небылицы в лицах».
Билибин внес огромный вклад в становление книжной графики как особого вида искусства. Его творчество оказало большое влияние на книжную иллюстрацию ХХ века. Его иллюстрации всегда представляют собой праздничное зрелище, они отличаются орнаментальной щедростью и яркой красочностью. Ориентируясь на традиции древнерусского и народного искусства, Билибин разработал логически последовательную систему графических приемов, сохранявшуюся в основе на протяжении всего его творчества. Эта графическая система, а также присущее художнику своеобразие трактовки былинных и сказочных образов, дали возможность говорить об особом билибинском стиле.
Книги Билибина отличались узорностью рисунка, яркой декоративностью. Художник создавал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт — все стилизовал под старинную рукопись.
И.Я.Билибин. Иллюстрация к книге «Золотой петушок. Небылицы в лицах». И.Я.Билибин. Иллюстрация к книге «Золотой петушок. Небылицы в лицах». И.Я.Билибин. Иллюстрация к книге «Золотой петушок. Небылицы в лицах». И.Я.Билибин. Иллюстрация к книге «Золотой петушок. Небылицы в лицах». И.Я.Билибин. Иллюстрация к книге «Золотой петушок. Небылицы в лицах».
Помимо книжной иллюстрации, Билибин много работал для театра, создавая эскизы декораций и костюмов, в том числе для оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок». В постановке известного театрального деятеля и мецената Зимина опера была представлена в 1909 г., через два года после ее написания.
В книгу, изданную на средства Зимина, вошли многочисленные рисунки Билибина, выполненные в графической манере, с вклеенными цветными рисунками эскизов костюмов и декораций.

Из истории создания оперы «Золотой петушок».

В октябре 1906 года в записных книжках Н.А.Римского-Корсакова появились первые музыкальные эскизы к опере «Золотой петушок». Тогда же он сообщил о своем замысле другу — либреттисту В.И.Бельскому. Работа велась очень интенсивно и лишь ненадолго прервалась из-за поездки в Париж. Партитура была закончена в августе 1907 года. «Золотой петушок» — последняя, пятнадцатая опера Римского-Корсакова, созданная им за год до смерти. Интерес к сказочным сюжетам сопутствовал композитору на всем его творческом пути. Однако в последние годы он все более насыщал их современным звучанием, обличительными мотивами.
Уже в опере «Сказка о царе Салтане» показан вздорный, смешной и неумный царь. Позже герой его одноактной оперы «Кащей Бессмертный» приобретает зловещую окраску, становится символом той мрачной силы, которая губит все живое, устремленное к свободе — недаром в 1905 году исполнение этой оперы вылилось в политическую демонстрацию.
И, наконец, «Золотой петушок» прозвучал как откровенная сатира на русское самодержавие. Композитор не скрывал такого замысла. В письме к своему ученику, М.О.Штейнбергу, он писал: «Царя Додона хочу осрамить окончательно». А эпиграфом к опере избрал слова из своей «Майской ночи»: «Славная песня, сват! Жаль только, что Голову в ней поминают не совсем благопристойными словами».
В основу оперы положена одноименная стихотворная сказка А.С.Пушкина, созданная поэтом в 1834 г. По указанию композитора либреттист смело развил ее политические мотивы, придал современную направленность и тем самым усилил сатирическое звучание произведения. Воспользовавшись пушкинским текстом, Бельский дополнил его большими сценами, рельефно обрисовал действующих лиц оперы.
Так, например, он ввел новый персонаж — ключницу Амелфу, которая занята домашними делами царя, тогда как Полкан — его сторожевой пес — делами государственными. Кстати, имени Полкана нет у Пушкина — он называется Воеводой, и речь его ограничивается произнесением только нескольких фраз. И сыновья Додона — Гвидон и Афрон — лишь упомянуты поэтом. Все эти добавления сделаны Бельским талантливо, в духе Пушкина.
Свободно развит в опере и образ Шемаханской царицы или, иначе говоря, дополнено все содержание второго акта. Это сложный фантастический образ. Жестокость царицы — не просто черта ее характера. Авторы оперы стремились не только к тому, чтобы показать соблазны чувственной красоты: самодержавная власть еще сильнее посрамляется при участии царицы. Более того, она с помощью Звездочета карает смертью Додона.
Опера получилась по-настоящему современной: в ней говорится о том, как прогнила царская власть, творящая преступления, нарушающая свои обещания, раздираемая внутренними противоречиями.
Эти политические намеки не прошли мимо цензуры. Для тяжело больного композитора начались мытарства, вероятно ускорившие его кончину. Но на все требования сделать купюры, искажающие идейное содержание оперы, Римский-Корсаков отвечал отказом.
Он с горечью писал: «Итак, «Петушок» в России пойти не может. Изменять что-либо я не намерен».
Когда опера была готова, когда получено было разрешение драматической цензуры и театр Зимина энергично принялся за постановку и хотел этой оперой открыть вновь отстроенный Солодовниковский театр — московский градоначальник неожиданно объявил, что «постановка «Золотого петушка» нежелательна его высокопревосходительству г. московскому генерал-губернатору (покойному Гершельману)». Режиссёр П.С.Оленин, посланный Зиминым в Петербург, обратился с прошением к Председателю Совета Министров «о разрешении постановки «Золотого петушка на основании циркуляра, в силу коего пьесы, разрешённые к представлению цензурой, не могут быть запрещены местной властью».
И только после всех этих хлопот 3 марта 1909 года цензурой было дозволено не первое издание либретто, а переделанное, второе. Наконец, «24 сентября 1909 года опере С.И.Зимина, — писал критик Н.Д.Кашкин, — выпала на долю завидная честь поставить в первый раз последнюю оперу Н.А.Римского-Корсакова, в которой талант почившего композитора проявился с такой силой и блеском, как только в самых лучших его произведениях, и «Золотой петушок» является достойным завершением деятельности великого художника, давшему русскому искусству целый ряд первоклассных созданий».
Мировая премьера оперы состоялась уже после смерти композитора, ибо поставить такую колючую, ехидную, карикатурную сказку в условиях послереволюционной реакции было совсем не просто.
Сергей Иванович Зимин, в чьем театре прошла эта мировая премьера, записал в своем дневнике: «В четверг 24 сентября состоялся спектакль в память Н.А.Римского-Корсакова, в 1-й раз в России шла его опера, которую при жизни ему не удалось увидеть на сцене — это была опера «Золотой петушок». С этой оперой цензура расправилась по-своему: разжаловала царя в полковники и т. д. и во многих местах изменила текст до неузнаваемости. К нам эта опера попала лишь потому, что Большой театр, обещавший Надежде Николаевне, супруге Николая Андреевича, поставить эту оперу, все время откладывал ее постановку, а мы тем временем согласились с Надеждой Николаевной, и она пошла нам навстречу, и мы приготовили эту оперу. После нашей постановки, значительно позднее она появилась и в Большом театре, но была уже нами значительно использована. В опере участвовали: Добровольская, Ростовцева, Клопотовская, Сперанский, Запорожец, Пикок, Эрнст, Диков, дирижировал Эмиль Купер, эскизы, декорации и костюмы И.Я.Билибина, сбор был 3371 р. 41 к.».
И.Я.Билибин. Иллюстрация к книге «Золотой петушок. Небылицы в лицах». И.Я.Билибин. Иллюстрация к книге «Золотой петушок. Небылицы в лицах». И.Я.Билибин. Иллюстрация к книге «Золотой петушок. Небылицы в лицах». И.Я.Билибин. Иллюстрация к книге «Золотой петушок. Небылицы в лицах». И.Я.Билибин. Иллюстрация к книге «Золотой петушок. Небылицы в лицах».
Постановку оперы осуществили: режиссёр Пётр Оленин, художник Иван Билибин, дирижер Эмиль Купер.
Исполнители оперных партий:
Шемаханская царица — Аврелия-Цецилия Добровольская, Додон — Николай Сперанский, Звездочёт — Владимир Пикок, Амелфа — Александра Ростовцева, Полкан — Капитон Запорожец, Гвидон — Фёдор Эрнст, Афрон — Андрей Диков, Золотой петушок — Вера Клопотовская.

Творческий состав Оперы С.Зимина, осуществивший первую постановку оперы «Золотой петушок» Н.А.Римского-Корсакова.

П.С.Оленин — Онегин в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин». Начало XX века.Пётр Сергеевич Оленин (1871–1922) — артист оперы — баритон, камерный и эстрадный певец, режиссёр.
Двоюродный брат певицы М.А.Олениной-д’Альгейм и композитора А.А.Оленина.
Учился вокалу у Д.М.Леоновой, К.И.Кржижановского и Ф.П.Комиссаржевского. Неоднократно участвовал в концертах Общества литературы и искусства, созданного К.С.Станиславским вместе с Комиссаржевским и художником Ф.Л.Соллогубом, где выступал, в том числе, с Л.В.Собиновым в любительском спектакле «Паяцы».
В 1895 совершенствовался в Италии у М.Петца, М.Полли, в 1900 — у А.Маццоли.
В 1897 с успехом дебютировал в партии Тонио («Паяцы») в Генуе, затем в партии Валентина («Фауст») в Специи, пел в Неаполе.
П.С.Оленин. 1909 год.В 1898 дебютировал в партии Князя Игоря в Императорском Большом театре, однако в труппу не был принят. 24 ноября того же 1898 года успешно дебютировал в партии Онегина на сцене Московской частной русской оперы С.И.Мамонтова, до 1900 пел в Товариществе частной оперы. В 1900–1903 и 1915–1918 солист Императорского Большого театра, в 1904–1915 — московской Оперы С.И.Зимина.
В 1907–1915 годах главный режиссёр и художественный руководитель Оперы Зимина.
В 1918–1921 — режиссёр Петроградского государственного академического театра оперы и балета (с 1921 управляющий оперной труппы).

Э.А.Купер. 1909 год.Эмиль Альбертович Купер (1877–1960) — русский и американский дирижёр.
Дирижированием начал занимался самостоятельно, затем брал уроки у Артура Никиша. Впервые встал за дирижёрский пульт в 1896, работал в Киевской опере, частной опере С.Зимина в Москве, где под его управлением в 1909 впервые прозвучала опера Н.А.Римского-Корсакова «Золотой петушок».
Выступая не только как оперный, но и как симфонический дирижёр, Купер дал ряд премьер сочинений Н.К.Метнера, Н.Я.Мясковского, С.В.Рахманинова, А.Н.Скрябина, Р.М.Глиэра и других современных ему композиторов. Талант музыканта заметил С.П.Дягилев, который пригласил его дирижировать в «Русских сезонах». Так, под управлением Купера состоялось знаменитое представление оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов» с Ф.И.Шаляпиным в главной роли.
В 1922 принял решение уехать из СССР, обосновался в Париже. Много гастролировал по Европе и Америке. С 1939 году жил и работал в США, стал одним из дирижёров театра Метрополитен-опера в Нью-Йорке. С 1950 года Купер работал в Монреале.

Актёрский состав.

А.И. Добровольская. 1909 год.Аврелия-Цецилия Иосифовна Добровольская (1881–1942) — оперная певица — лирико-колоратурное сопрано, вокальный педагог. Выпускница Московской консерватории, класс В.М.Зарудной (окончила с серебряной медалью).
В 1902–1904 годах выступала в Товариществе частной русской оперы (театр Солодовникова), дебютировала 11 сентября 1902 года в партии Татьяны — «Евгений Онегин» П.И.Чайковского. Летом 1903 пела в Московском театре «Аквариум», осенью 1904 — в театре «Эрмитаж».
В 1907–1910 — артистка театра Опера С.Зимина. Дебютировала в партии Снегурочки в одноимённой опере Н.А.Римского-Корсакова. В 1908–1909 годах совершенствовалась в пении в Париже и Милане. Обладала красивым, хорошо обработанным голосом обширного диапазона, природной музыкальностью и артистизмом.
24 сентября 1909 года стала первой исполнительницей партии Шемаханской царицы на русской сцене в опере «Золотой петушок» Римского-Корсакова. Об исполнении роли Шемаханской царицы музыковед Ю.Д.Энгель писал: «Не звучат у артистки только две-три самых высоких ноты. Все остальное привлекает красотой звука, богатством выразительности, блеском исполнения. Артистке порой удается даже схватить неуловимое: черты загадочного демонизма в сложном образе Шемаханской царицы, которому, несомненно, суждено стать пробным камнем для грядущих поколений певиц» («Русские ведомости». 1909. 27 сентября).
По приглашению С.П.Дягилева принимала участие в «Русских сезонах» в Париже и Лондоне, в частности в премьере оперы-балета «Золотой петушок» в 1914 году.
В 1910–1919 годах (в некоторых источниках — до 1921) была солисткой московского Большого театра.

Н.И.Сперанский. 1909 год.Николай Иванович Сперанский (1877–1952) — оперный артист — бас, дирижёр, вокальный педагог.
Обладал высоким басом красивого тембра и широкого диапазона, ярким актёрским дарованием. Репертуар певца насчитывал 101 партию.
Брал уроки игры на фортепиано у С.В.Рахманинова и теории музыки у Г.Э.Конюса. В 1896–1901 годах обучался пению у нескольких педагогов: Ф.П.Андриевского, М.В.Зотовой, И.В.Тартакова, К.Эверарди.
В 1901–1904 годах — солист (и член правления Товарищества) Московской частной русской оперы С.И.Мамонтова, в 1904–1905 годах — Тифлисской оперы, в 1905–1916 — московской Оперы С.Зимина. В 1902 году принимал участие в концертах кружка любителей русской музыки (ему аккомпанировали Ц.А.Кюи, Н.А.Римский-Корсаков и С.В.Рахманинов).

В.Р.Пикок. 1909 год.Владимир Робертович Пикок (1875–1943) — артист оперы, тенор. В 1907–1916 годах — артист труппы Московской Оперы С.Зимина, куда был принят по рекомендации М.М.Ипполитова-Иванова. Был ярким исполнителем характерных партий. Его образы были ясными и проникновенными, именно это позволило ему быстро перейти в число ведущих артистов театра С.Зимина.
В 1911 году гастролировал в Парижском театре «Опера комик», где пел в опере «Мадам Баттерфляй», в 1912 году в составе оперы С.Зимина — в Саратове, Симбирске, Н. Новгороде. В 1916–1928 годах — солист московского Большого театра.
Владимир Пикок является первым исполнителем партии Звездочёта в «Золотом петушке» Н.А.Римского-Корсакова, а также партии Белидора в опере «Сестра Беатриса» А.Т.Гречанинова, Тощего соседа в опере «Сын земли» А.И.Канкаровича.
Был также первым исполнителем в Москве партии Нерона (опера «Камо грядеши» Ж.Нугеса), партии Пинкертона (опера «Мадам Баттерфляй» Дж.Пуччини).

А.Е.Ростовцева. 1909 год.Александра Емельяновна Ростовцева — урождённая Щёлокова, в замужестве Вейс — (1872−1941) — оперная певица, меццо-сопрано. Выпускница Московской консерватории — ученица Л.Джиральдони и А.Д.Александровой-Кочетовой (вокал), а также В.И.Сафонова (фортепиано).
Выступала на оперной сцене под псевдонимом Ростовцева. Её дебют состоялся в 1896 году в партии Зибеля («Фауст» Ш.Гуно) на сцене Частной оперы С.И.Мамонтова.
В 1904–1912 годах входила в состав труппы Оперного театра С.Зимина.
Была первой исполнительницей партий Любавы («Садко»), Любаши («Царская невеста»), Ткачихи («Сказка о царе Салтане»), Амелфы («Золотой петушок») в операх Н.А.Римского-Корсакова, а также Лизис («Ожерелье» Н.С.Кроткова) и Княгини («Илья Муромец» В.С.Серовой). Партии Любавы и Любаши Н.А.Римским-Корсаковым были написаны специально под её голос, кроме того партию Любаши композитор проходил с певицей сам. В результате исполнение Ростовцевой в этой роли удостоилось высокой оценки одного из ведущих критиков того времени Н.Д.Кашкина.


К.Д.Запорожец. 1909 год.Капитон Денисович Запорожец — настоящая фамилия Кононов — (1882–1940) оперный певец, бас-профундо.
Пению обучался в Москве у С.Лапинского и одновременно пел в «Русском хоре Ивановой» в ночном ресторане «Яр».
1908–1911 годы — артист театра Опера С.Зимина. В 1911–1914 годах — солист Московского Большого театра. Участник «Русских сезонов» С.П.Дягилева в Париже в 1909, 1911 и 1913 годах, где выступал в партиях Пимена («Борис Годунов»), Ивана Хованского («Хованщина») М.П.Мусоргского, Кончака («Князь Игорь» А.П.Бородина), Князя Афанасия Вяземского («Псковитянка» Н.А.Римского-Корсакова).
В 1911 году гастролировал в Риме, Лондоне, Париже, в 1913 году — по Европе и Америке. В 1914 — начало 1920-х годов — вновь пел в Опере С.Зимина.
Обладал сильным, звучным, ровным голосом красивого тембра и яркими актерскими данными.
Вначале 1920-х годов эмигрировал. В 1920–1930-е годы пел в составе оперной труппы А.А.Церетели, вместе с которой перешёл в антрепризу «Русская опера в Париже» (антреприза М.Н.Кузнецовой-Бенуа, А.Массне и А.А.Церетели).

Ф.Ф.Эрнст. 1909 год.Фёдор Фёдорович Эрнст (1871–1939) — оперный певец — тенор, режиссёр, педагог.
В 1905–1911 артист театра Опера С.Зимина и в Новом театре (антреприза Зимина). Обладал ярким комедийным дарованием, был одним из лучших исполнителей характерных партий.
В 1911 году — солист Московского Императорского Большого театра.
В 1914 году гастролировал в Лондоне в составе Русской оперной труппы С.П.Дягилева (театр «Друри-Лейн»).
В 1918–1929 годах — режиссёр Большого театра, с 1935 — режиссёр оперного класса Московской консерватории.


А.К.Диков. 1909 год.Андрей Кондратьевич Диков — оперный артист — баритон.
Сведений об этом артисте Оперы С.Зимина найти не удалось.


В.С.Клопотовская. 1909 год.Вера Соттаровна Клопотовская (1873–?) — оперная и камерная певица, драматическое сопрано и меццо-сопрано, педагог. Училась вокалу в Казани в «Классах пения» у педагога Л.Н.Люценко. Пела в Казани, Петербурге, Киеве, Москве.
В 1904–1906 и1908–1911 годах — солистка театра Опера С.Зимина.
Первая исполнительница партии Золотого петушка.
Была одной из лучших исполнительниц партии Купавы в опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка». В 1909 году впервые на русской сцене исполнила партию Евы в опере Р.Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры».
Обладала ровным во всех регистрах, хорошо поставленным голосом, тонкой музыкальностью и драматическим дарованием. Первая исполнительница ранних романсов В.Я.Шебалина на стихи Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной» и «Еще томлюсь тоской желаний».

Из истории постановок оперы.

С.И.Зимин упомянул в своих воспоминаниях, что опера «Золотой петушок» появилась на императорской сцене «значительно позднее».
И.Я.Билибин. Иллюстрация к книге «Золотой петушок. Небылицы в лицах». Это не так — всего через полтора месяца, 6 ноября 1909 года, прошла ее премьера в Императорском Большом театре, в которой под музыкальным управлением В.И.Сука, в художественном оформлении К.А.Коровина и мизансценах В.П.Шкафера блистали лучшие солисты московской сцены, включая великую А.В.Нежданову.
В декабре того же года опера впервые была сыграна и в Петербурге, правда, не в Императорском Мариинском театре, а в Театре консерватории, ныне носящей имя Н.А.Римского-Корсакова, под управлением Н.Н.Черепнина и с блистательной М.А.Эйхенвальд в партии Шемаханской царицы. Партию Звездочёта в этой постановке исполнил Сергей Витальевич Волгин (Собинов), в Петербурге он был первым исполнителем этого образа.
Премьера же на казенной сцене северной столицы случилась уже после революции — в 1919 году под управлением Г.Г.Фительберга.

Сергей Витальевич Волгин — настоящая фамилия Собинов — (1876–1927) — артист оперы, тенор. Брат знаменитого оперного певца Леонида Витальевича Собинова.
Родился 29 мая 1876 года в Ярославле.
Пению обучался с 1897 г. в Московском музыкально-драматическом училище, по окончании которого в 1903 дебютировал в партии Ленского в опере «Евгений Онегин» П.И.Чайковского в Московской частной русской опере. Позднее выступал в Опере С.Зимина, петербургском Новом летнем театре, московском театре «Аквариум», Театре музыкальной драмы.
Среди его оперных партий — Купфер («Клара Милич» А.Д.Кастальского), Фауст («Фауст» Ш.Гуно), Вахрамеевна («Аскольдова могила» А.Н.Верстовского), Подьячий «Хованщина» М.П.Мусоргского), Герцог («Риголетто» Дж.Верди), Бардольф («Фальстаф» Дж.Верди, 1925), Сполетта («Тоска» Дж.Пуччини) и многие другие.
В последние годы жизни пел в ленинградском Государственном Академическом театре оперы и балета, где считался одним из лучших исполнителей характерных партий. По словам известного оперного певца и музыковеда С.Ю.Левика «С.Волгин обладал голосом по тембру в какой-то мере напоминающим голос Л.Собинова».
Был первым исполнителем партий Афанасия Ивановича («Сорочинская ярмарка» М.П.Мусоргского, инструментовка Ц.А.Кюи, 1917), Лысова («Орлиный бунт» А.Ф.Пащенко, 1925), Пузанова («За красный Петроград» А.П.Гладковского и Е.В.Пруссака, 1925), Львова и Яковлева («Стенька Разин» С.В.Бершадского, 1926).
Первый исполнитель на русской сцене партии Ника («Девушка с Запада» Дж.Пуччини, 1913).
Был также первым исполнителем в Петербурге партии Звездочёта («Золотой петушок» Н.А.Римского-Корсакова) в 1909 году и первым исполнителем этой партии в Харькове в 1910 году.
Сергей Витальевич Волгин (Собинов) умер в Москве в 1927 году.
  Портрет С.В.Собинова. Москва. 1914 год. С.В.Волгин (Собинов) в оперетте И.Штрауса «Цыганский барон». 1913 год. С.В.Волгин (Собинов) в опере А.С.Глуховцева «Дни нашей жизни» по пьесе Л.Н.Андреева. 1913 год. С.В.Волгин (Собинов) — Подъячий в опере М.П.Мусоргского «Хованщина». 1912 год.

Г.С.Собинова, дочь С.В.Собинова, в балете Б.В.Асафьева «Кавказский пленник». Ленинград. 1938 год.В письме, адресованном сотрудникам Мемориального Дома-музея Л.В.Собинова, дочь Сергея Витальевича, балерина Галина Сергеевна Собинова так написала об отце:
«Он был очень хорошим характерным актёром и прекрасным тенором. Но Фортуна не дала ему то, чем щедро наградила старшего брата Леонида. Он был на 4 года младше.
Я отлично помню все его роли, когда он служил уже в Малеготе (бывший Михайловский театр, затем Ленинградский академический Малый оперный театр). Он сам всегда гримировался, задолго приезжал до спектаклей. Он был истым французом Трике в «Евгении Онегине», японцем Горо в «me-me Баттерфляй», испанцем-контрабандистом в «Кармен», Спаланцани в «Сказках Гофмана», в «Фальстафе» он играл собутыльника Фальстафа Бардольфа, так он вмонтировал крохотную красную электрическую лампочку в нос и его нос «пламенел» как у пьяницы. Всё это было артистично тонко, и глубоко запало мне в память».

Ария Звездочёта из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Золотой петушок», действие I: «Славен будь, великий царь». Исполнитель — Геннадий Пищаев. ГАБТ. 1962 г.

Ария Шамаханской Царицы из оперы «Золотой Петушок». Исполнитель — Клара Кадинская. ГАБТ. 1962 г.