Музей открыт для посещения. Ознакомьтесь с правилами посещения и временным режимом работы. Подробнее
Ярославский музей‑заповедник

Выставка одного портрета

Ф. Панков. Портрет Л. В. Собинова. 1904 г.

Л. В. Собинов в произведениях искусства.

Портрет.JPGЛ. В. Собинов — великий русский оперный певец конца XIX — начала XX века, блестящий представитель русского вокального искусства был привлекательным объектом для многих художников-современников.

Появление артиста не сцене часто сопровождалось триумфами, о которых писала и русская и зарубежная критика, имя артиста было овеяно легендами, талант его снискал множество поклонников в России и за рубежом. Не удивительно, что облик Л. В. Собинова привлекал внимание целого ряда художников. По словам доктора искусствоведения, исследователя в области психологии восприятия искусства Анатолия Васильевича Бакушинского «В чертах его [Собинова] лица и форме головы, в характерных его поворотах и положениях была подлинно русская красота, простая, спокойная, ясная. В этой красоте была замечательная гармония, тонкая пропорциональность всех элементов». Эта красота вызывала в памяти классические, античные образы и определяла вектор художественных исканий на пути создания портретов артиста. Над портретами Л. В. Собинова работали живописцы, рисовальщики: К А. Коровин, М. А. Вербов, Л. В. Зак, С. А. Сорин, И. Г. Мясоедов, И. А. Гринман, М. А. Дурнов, Н. С Самокиш, Г. Эберг; скульпторы В. И. Мухина, С. Н. Судьбинин, М. А. Керзин.

Среди современных художников, обращавшихся к образу артиста, следует отметить, в первую очередь, известного ярославского скульптора Е. В. Пасхину. Она автор большой скульптуры Л. В. Собинова, отлитой в бронзе, и установленной в центре города в 2007 году.

В музейной собиновской коллекции находится ещё одна работа, посвящённая Л. В. Собинову, она совершенно неизвестна широкой публике. Это портрет артиста, выполненный художником Фёдором Ивановичем Панковым в Москве в 1904 году.

1.JPG 2.JPG

Художник Фёдор Панков.

Фёдор Иванович Панков (1889 — 1937) — уроженец д. Суховерхово Ярославского уезда, происходил из купеческой семьи.

С 1899 года по 1904 учился в Ярославском городском училище и параллельно занимался в Городских классах рисования у П. А. Романовского. Пётр Александрович Романовский возглавлял Городские классы рисования около двадцати лет, его по праву можно назвать основоположником художественного образования в Ярославле и Ярославском крае, он воспитал первую плеяду молодых ярославских художников-профессионалов.

Один из его учеников А. И. Малыгин, возглавлявший Ярославскую художественную галерею в 1920-е годы, так писал о Романовском: «Почти все художники, представленные в местном отделе Ярославской Художественной Галереи, являются его учениками. Основанные им классы были единственной школой на Верхнем Поволжье, в которой подготовлялась в специальные художественные училища молодежь из Ярославской и соседней губерний».

В 1904 году Ф. Панков поступил учиться в Москву, в Императорское Строгановское художественно-промышленное училище и в 1910 году получил диплом и звание учёного рисовальщика. Преподавателями его были С. В. Ноаковский и С. Я. Ягужинский. Одновременно Ф. Панков на протяжении 6 лет факультативно посещал класс живописи Константина Алексеевича Коровина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

В годы ученичества художник не терял связи с Ярославлем. В 1906 году он был одним из инициаторов и экспонентов Первой художественной весенней выставки, организованной молодыми художниками в Ярославле.

Большое влияние на формирование творческой личности художника и на его художественное мировоззрение оказали две зарубежные поездки. Они познакомили Фёдора Панкова с уникальными памятниками художественной культуры, античным и европейским наследием. Он побывал в Германии, Австрии, Италии, посетил такие города как Вена, Венеция, Рим, Флоренция и другие.
В 1910 начал преподавательскую деятельность в области изобразительного искусства в 2-м городском начальном училище им. Н. М. Градусова в Ярославле. В 1914 был призван в армию, где служил писарем.

В 1919 году вместе с художниками Михаилом Соколовым и Сергеем Матвеевым организовал в Ярославле Государственные свободные художественные мастерские, которые в марте 1920 года были преобразованы во второе в республике Высшее учебное художественное заведение нового типа, в сентябре 1921 года — в первый в республике ударный художественно-педагогический техникум «повышенного» типа, в 1925 году — в Ярославское художественное училище.

В 1930 году Панков переехал на постоянное жительство в Москву. В 1931 — преподавал на курсе «Графика» при политехнической кафедре Академии имени Н. К. Крупской. В 1932-1937 годах преподавал живопись, рисунок и черчение в Полиграфическом художественном техникуме «Полиграфкнига» и работал педагогом-консультантом в Палехском художественном училище. В 1937 — скончался в Москве и похоронен в Донском монастыре.

Фёдор Панков работал во многих живописных жанрах — пейзаже, портрете, натюрморте.

Творческое наследие художника насчитывает более 270 живописных и графических произведений. Более двадцати относятся к раннему досоветскому периоду. Среди них автопортреты, портреты знакомых и близких людей, жанровые композиции, пейзажи. Основная часть этих произведений хранится у наследников художника. В 1980-х годах часть произведений была передана дочерью художника в Ярославский художественный музей.

Портрет Леонида Витальевича из музейной коллекции относится к ранним работам художника. Это были студенческие годы, когда он только начинал осваивать мастерство живописца, был в поисках своего стиля. В более зрелые годы Ф. Панков предстаёт мастером психологического портрета, художником с превосходной живописной школой, его портретная живопись сдержанна, но эмоциональна.

Собиновский портрет написан без робости, но отношение художника к модели здесь никак не выявлено. Автор и не ставил задачу перевести на язык изобразительного искусства всего того, что составляло глубочайшую суть собиновской натуры. Это слишком сложная задача для любого портретиста, тем более начинающего. Портрет работы Фёдора Ивановича Панкова интересен, прежде всего, как ещё одна интерпретация образа Собинова — человека и артиста — в галерее его портретов.

Леонид Собинов и Фёдор Панков. Версия.

Об истории знакомства Л. В. Собинова и Ф. И. Панкова нет информации. Но есть предположения.

Портрет был написан в 1904 году, это позволяет утверждать, что и знакомство художника и его модели состоялось в это время. Фёдор Панков начинал учёбу в московском Строгановском училище, а Леонид Собинов был уже знаменитым артистом, окружённым поклонниками, молвой, вниманием и поклонением публики. В 1904 году состоялся его дебют на сцене театра Ла Скала. С этого дебютного выступления на проставленной оперной сцене в опере Г. Доницетти «Дон Паскуале» началась и его европейская слава.

Где они могли познакомиться?

С большой уверенностью можно предположить, что это произошло через ярославское землячество. В конце XIX начале XX века в Москве было более 150 землячеств, они представляли собой общественные организации, которые оказывали материальную и моральную поддержку студентам-землякам.

Л. Собинов не понаслышке знал о трудностях студенческой жизни. Когда сам он был студентом Императорского московского университета, то в одном из писем первого года учёбы писал: «Нуждался я тогда страшно, ресурсов не было никаких...» Ему приходилось искать заработок, он обращался в Комитет помощи нуждающимся студентам за ссудой, чтоб внести плату за обучение.

Прибыв в 1890 году на учёбу в Москву, Л. Собинов в первые же дни записался в ярославское землячество, стремился оживить его работу. Много энергии он отдавал организации кассы взаимопомощи и искренно огорчался, что касса ярославского землячества была в то время едва ли не самой бедной. Землячества были своеобразными товарищескими клубами. Студенческая молодёжь встречалась в дружеских застольях за самоваром, а нередко и за бутылкой «зелена вина», где обсуждались все животрепещущие темы, где шли бесконечные споры о судьбах России.

«Московский студент всегда немножко голодает... после обеда, остальное время — просто голодает. И, кажется, никогда студент не может сказать, положа руку на сердце: «Я сыт», — так писал знаток быта московского студенчества П. Иванов в своём очерке «Студенты в Москве. Быт. Нравы. Типы» в 1903 году.

Главные статьи доходов землячеств составляли поступления от разного рода благотворительных мероприятий развлекательного характера — концерты профессиональных артистов, любительские спектакли, концерты—балы и т. д. Когда Л. В. Собинов стал знаменитым артистом, то на нужды студенчества собирал огромные деньги, привлекая к благотворительным концертам многих своих друзей и партнёров по сцене. Щедрость его была легендарной. Поддерживал он отношения и с ярославским землячеством.

Леонид Витальевич вполне мог заказать портрет своему земляку, молодому студенту, чтобы поддержать его. Он нередко прибегал к такой форме помощи, — деликатность, благородство, уважение чужого достоинства — были частью его натуры.

3.JPG 4.JPG

Анна Витальевна Собинова и её семья.

Портрет Л. В. Собинова работы Ф. И. Панкова поступил в собиновскую музейную коллекцию в 2001 году и является даром внучатого племянника артиста — Виталия Аркадьевича Грибова и его жены Ольги Юрьевны Герасимовой-Грибовой.

Портрет, долгие годы хранившийся в семье Леонида Витальевича, затем был им подарен сестре Анне Витальевне Собиновой (в замужестве Зайцевой). На склоне своих лет Анна Витальевна, в свою очередь передала, работу своему внуку Виталию Аркадьевичу Грибову.

Анна Витальевна (1890-1981) была самой младшей сестрой Леонида Витальевича, родившейся во втором браке Виталия Васильевича Собинова с Фаиной Александровной — в девичестве Свойкиной.

Фаину Александровну связывали самые тёплые отношения со старшими детьми — от первого брака Виталия Васильевича. Она относилась к ним с любовью, и старшие дети платили ей тем же. Анна матери своей не знала, Фаина Александровна умерла вскоре после её рождения, может быть, поэтому братья и сёстры относились к ней по-особенному, она была любимицей всей семьи. После окончания ярославской женской Мариинской гимназии с серебряной медалью, Анна покинула отчий дом. Она уехала в Москву, поступила на физико-математический факультет Высших женских курсов В. И. Герье и жила в доме своего знаменитого брата. Но обучение она не окончила, так как включилась в водоворот его жизни, старалась взять на себя хозяйственные заботы, и, по сути, вела дом. Когда началась первая Мировая война, и Леонид Витальевич организовал у себя в квартире на улице Моховой лазарет для раненых офицеров, Анюта и Елена Константиновна Евстафьева — секретарь Л. В. Собинова — приложили много сил для ведения дел в лазарете.

5.JPG 6.JPG

В 1920 г. Анна Витальевна вышла замуж за служащего Наркомпроса Зайцева Александра Григорьевича. В 1921 году у них родились дочери — близнецы Ирина и Марианна.

Виталий Аркадьевич Грибов — сын Ирины Александровны Зайцевой (в замужестве Грибовой), физик-теоретик, доцент физического факультета МГУ им. Ломоносова, он — последний владелец портрета Ф. И. Панкова.

7.JPGПосле смерти Леонида Витальевича в 1934 году именно Анна Витальевна взяла на себя миссию «собирателя семьи». Она с любовью относилась ко всей своей родне — братьям и сёстрам, их детям и внукам. К ней приезжали и останавливались в её доме, она была в курсе дел старших и младших членов большой собиновской семьи. Из семьи Анны Витальевны в музейную собиновскую коллекцию был передан архив старшего брата — Геннадия Витальевича, офицера, участника русско-японской войны; ряд материалов другого брата Сергея Витальевича, артиста, оперного певца Сергея Волгина. Ценным источником информации являются и воспоминания Анны Витальевны о семье Собиновых, записанные её дочерьми и также переданные в музей.