Музей открыт для посещения. Ознакомьтесь с правилами посещения и временным режимом работы. Подробнее
Ярославский музей‑заповедник

Пить или не пить?

(к 35-летию антиалкогольной кампании в СССР)

«Пить или не пить?» — вопрос риторический. Но как бы человек к нему не относился, думаем, большинство согласится, что здесь, как и в любом другом вопросе, опасно злоупотребление. Проблема эта стоит и на государственном уровне. Поэтому частью государственной политики является реализация мер по сокращению потребления населением алкогольных напитков. Например, в 2010-2020 гг. в нашей стране была успешно воплощена в жизнь Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, за счет чего потребление алкоголя населением снизилось в 1,6 раз (с 15,8 до 9,7 литров этанола на человека в год). Концепция предусматривала повышение минимальных цен и акцизов на алкогольную продукцию, введение акцизов на пиво, запрет продажи алкоголя в нестационарных торговых объектах (ларьках), национальный запрет ночной продажи алкоголя, ограничение рекламы алкоголя, усиление борьбы с нелегальным производством и продажей алкоголя. В результате заметного снижения потребления алкоголя за десятилетие России удалось выйти на 1-место в мире по темпам снижения смертности и роста продолжительности жизни среди среднеразвитых и высокоразвитых стран. В 2017 году в России был побит абсолютный рекорд средней продолжительности жизни за всю историю страны, включая советское время: средняя продолжительность жизни в России составляла 72,7 года (для мужчин — 67,5 лет, для женщин — 77,6 лет). Не последнюю роль в успехе реализации антиалкогольной концепции сыграло общее повышение уровня жизни.

Самой же известной в народной памяти антиалкогольной кампанией остается кампания, проводившаяся в СССР при генеральном секретаре ЦК КПСС М. С. Горбачеве в 1985-1990 гг. Отношение к этой кампании и тогда, и сейчас было неоднозначным. Встречаются крайне противоположные мнения. Те вопросы, которые поднимались тогда, задаются и сейчас. Перенестись в ту эпоху помогает собрание Ярославского музея-заповедника. В нашем музее была сформирована своя коллекция по теме «преодоления пьянства и алкоголизма». С предметами из этой коллекции мы предлагаем вам познакомиться на виртуальной выставке «Пить или не пить?», где каждый сможет вспомнить или узнать о том, как в нашей стране решили дать бой пьянству. Помимо предметов из собрания Ярославского музея-заповедника на выставке также представлено несколько предметов из частной коллекции.

«Меры по преодолению пьянства и алкоголизма»

Самая крупная и известная антиалкогольная кампания в СССР началась в мае 1985 года. 7 мая 1985 года ЦК КПСС принял постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», а 16 мая Президиум Верховного Совета СССР — указ «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения». Меры предусматривались запретительные, пропагандистско-просветительские, цензурные и связанные с улучшением досуга.

Плакат. Наш прямой им ответ: пьянству — нет! Автор: В. Н. Голиков. 1985 г. Плакат. Самогон. 1987 г. Плакат. Вон — самогон! Автор: О. А. Зайнова. 1988 г.

Купить выпивку теперь можно было только с 14 часов лицам, достигшим 21 года. Была запрещена продажа спиртного в неспециализированных магазинах и отделах, которые к тому же не могли располагаться «вблизи производственных предприятий и строек, учебных заведений, общежитий, детских учреждений, больниц, санаториев, домов отдыха, вокзалов, пристаней и аэропортов, культурных и зрелищных предприятий, в местах массовых гуляний и отдыха трудящихся и в мелкорозничной торговой сети», т. е. по нормальной логике, их не могло быть нигде. Только за первые полгода кампании количество винных магазинов сократилось более чем вдвое. Одновременно был взят курс на сокращение производства алкогольных напитков. Приступили к вырубке виноградников. В Крыму были уничтожены целые коллекционные сорта винограда. К 1987 году более чем вдвое было сокращено производство водки. Ее цена заметно повысилась. На правоохранительные органы был возложен усиленный административный, а на профсоюзы — общественный контроль за недопущением пьянства. Для продолжающих «злоупотреблять» была создана система наркологической службы, активизировалась работа вытрезвителей. Количество наркологических диспансеров за три года было увеличено более чем в три раза. Была развернута антиалкогольная пропаганда и ужесточена цензура: не допускались мотивы «пропагандирующие выпивки, застолья» в театре, кино-, теле- и радиопередачах, художественных произведениях. Из известного фильма «Ирония судьбы, или С легким паром!» вырезали известную сцену в бане и хотели в целом запретить фильм. Для улучшения организации досуга стали поощряться «клубы по интересам», коллективное садоводство, строительство и эффективное использование спортивных сооружений.

Ярославская милиция в борьбе с алкоголизмом на улицах города. Вторая половина 1980-х гг. Ярославская милиция в борьбе с алкоголизмом на улицах города. Вторая половина 1980-х гг. Ярославская милиция в борьбе с алкоголизмом на улицах города. Вторая половина 1980-х гг. Ярославская милиция в борьбе с алкоголизмом на улицах города. Вторая половина 1980-х гг.

Ярославский обком КПСС проводил свою политику в соответствии с общей генеральной линией партии. С началом антиалкогольной кампании он начал реализовывать долгосрочный Комплексный план антиалкогольной борьбы. По области была ограничена продажа винно-водочных изделий, проводилась широкая пропагандистская кампания. Именно тогда был создан Ярославский областной Совет Всесоюзного добровольного общества борьбы за трезвость (ВДОБТ).

Плакат. Пьянству — бой! 1987 г. Плакат. Засосало. 1987 г. Плакат. Покатился. 1987 г. Плакат. Опомнись! 1987 г.

К концу первого года антиалкогольной кампании в стране были обнародованы первые успехи. По данным МВД уже к лету количество правонарушений сократилось на 12,3%. За пьянство на работе было привлечено к ответственности 80 тысяч человек, а около 200 тысяч самогонщиков «добровольно» сдали свои средства производства. Заметно улучшились демографические показатели. Всего за 2 года кампании средняя ожидаемая продолжительность жизни выросла на 2,7 года у мужчин и на 1,2 года у женщин — на тот момент до максимальных за всю историю России показателей. На 500 тысяч выросла ежегодная рождаемость. В 1985-1987 годах страна пережила настоящий демографический бум.

Успехи от антиалкогольной кампании кружили голову у советских руководителей. Однако вскоре они столкнулись с цепной реакцией не предусмотренных заранее последствий. Одной из таких проблем стал быстро растущий дефицит бюджета. Изъятие алкогольных доходов привело в течение трех лет к потере 67 миллиардов рублей, которые нечем было восполнить. Повышение цен и дефицит алкогольной продукции привели к неизбежным очередям и спекуляции. Народ перешел к выделке дефицитного продукта своими руками. Стремительный рост потребления сахара в 1986-1987 годах на 1,4 миллиона тонн означал производство самогона на уровне 140-180 миллионов декалитров. Количество выявленных случаев самогоноварения с 1985 по 1987 год увеличился в 5 раз, что говорило о повсеместном распространении явления. Тем не менее, рост потребления «нелегального» алкоголя не компенсировал падения потребления алкоголя «легального», в результате чего реальное сокращение общего потребления алкоголя все-таки наблюдалось.

Обложка журнала «Крокодил». Июль 1985 г. Из частной коллекции. Карикатура из журнала «Крокодил». Сентябрь 1985 г. Из частной коллекции. Карикатура из журнала «Крокодил». Ноябрь 1985 г. Из частной коллекции.

Через два года после начала кампании по преодолению пьянства перед государством встала серьезная дилемма. На одной чаше весов были данные о положительных результатах кампании, а на другой — массовое недовольство в народе и экономический кризис, связанный во многом с падением доходов от продажи спиртного. В итоге правительство решило отойти от своих планов по борьбе с производством и потреблением алкоголя. В январе 1989 года генеральный секретарь М. С. Горбачев в последний раз упомянул о необходимости борьбы с пьянством. А спустя год уже назвал собственную антиалкогольную политику в числе причин разбалансированности потребительского рынка. Окончательным «закрытием» кампании стали отмена в 1990-1991 годах дотаций ВДОБТ со стороны учредителей и местных органов власти, упразднение комиссий по борьбе с пьянством и алкоголизмом.

Повседневная жизнь советского человека в условиях «преодоления пьянства»

«Меры по преодолению пьянства» внесли корректировки в повседневную жизнь советского человека. Спиртное полностью исчезло из кафе, столовых, шашлычных и пельменных. Взамен предполагалось проводить показательные безалкогольные свадьбы или праздновать «День урожая». Стали появляться чайные и безалкогольные кафе. Те же, кто хотел все-таки выпить в заведении общепита, еще могли это сделать в ресторане. На них запрет не распространялся, но вводились ограничения: не более 100 граммов водки и 150 граммов шампанского на посетителя. Однако только редкий клиент ресторана собирался останавливаться на паре стопок водки. Тогда в ход шла народная смекалка. Водка наливалась в бутылки из-под минеральной воды, шампанское — в сифоны с газировкой, а коньяк — в чайники. В результате безалкогольное торжество превращалось в обычное алкогольное застолье с элементами игры. Если не удавалось уговорить официантов, приходилось бегать выпивать в туалет или на воздух, где в припаркованном автобусе гости получали по стакану водки или вина. На столах же стояли прохладительные напитки и соки в трехлитровых банках или пузатый самовар — с водкой, а то и самогоном.

Карикатура из журнала «Крокодил». Май 1985 г. Из частной коллекции.

В условиях дефицита спиртного в магазинах несознательные и неискушенные граждане в поисках горячительного перешли на всевозможные суррогаты, из которых наиболее «благородными» были лосьон и одеколоны. В магазинах появились объявления о продаже одеколона с 14 часов и не более двух пузырьков в руки. Другие суррогаты – бытовая химия вроде клея «Момент» или дихлофоса, лекарственные растворы, антифриз и тому подобные токсичные вещества – вызывали рост числа отравлений со смертельным исходом: к врачам обращаться по понятным причинам боялись. Вытесненная из «общественных мест» выпивка расползалась по квартирам. Народ быстро перешел к выделке всевозможных заменителей исчезнувшего продукта. Из магазинов мгновенно исчез сахар. Государство втянулось в «самогонную войну» с населением. Хорошие деньги делали подпольные торговцы водкой, продавая пол-литра по цене 30-40 рублей, вместо государственных 10 рублей. Криминальные дельцы в короткие сроки организовались и окрепли, а также получили стартовые капиталы для новой жизни уже в условиях постсоветской России. Нелегальный рынок водки в начале 1990-х годов переродился в целый теневой сектор, который начал обеспечивать полный цикл от производства и розлива до продажи.

Карикатура из журнала «Крокодил». Октябрь 1985 г. Из частной коллекции. Заметка из газеты «Северный рабочий». 1985 г. Карикатура из журнала «Крокодил». Сентябрь 1985 г. Из частной коллекции.

Постепенно по мере развития антиалкогольной кампании общественная поддержка нового курса менялась не в пользу власти. Очереди в немногочисленные винные магазины, поиски спиртного у спекулянтов приводили к раздражительности и недовольству властью на бытовом уровне. Государственная борьба с пьянством «осмысливалась» народом в форме анекдотов, поговорок и песен. Редели ряды общества борьбы за трезвость, которое постепенно превратилось в рутинную бюрократическую структуру. В верхах власти позиции приверженцев жесткой антиалкогольной политики Е. К. Лигачева и М. С. Соломенцева к концу 1980-х годов ослабели.

Бутылка. «Русская водка». 0,25 л («чекушка»). 1980-е гг. Кружка пивная. 1980-е гг.

Post scriptum

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), уровень потребления спиртных напитков начинает представлять национальную опасность, если в стране в год на душу населения потребляется более 8 литров алкоголя (в переводе на чистый спирт). Это 85 бутылок столового вина или 41 бутылка водки.