С 18 сентября из-за сокращения светового дня изменено время работы территории музея и смотровой площадки на звоннице. Подробнее
Ярославский музей‑заповедник

Заключительный день XXVII фестиваля искусств «Преображение»

20.08.2019

19 августа, в день, когда Русская Православная церковь празднует великий христианский праздник – Преображение Господне, стал заключительным днем XXVII Фестиваля искусств «Преображение».

Утром в Спасо-Преображенском соборе состоялась праздничная литургия, за которой последовал чин освящения плодов. Большой колокольный концерт на звоннице бывшего Спасского монастыря поддержал атмосферу светлого праздника в Ярославском музее-заповеднике.

Торжественное закрытие фестиваля прошло в концертном зале им. Собинова. Прозвучало грандиозное произведение в жанре мессы для хора, солистов, оркестра и органа «Девять шагов к Преображению» Эдуарда Артемьева. Этот концерт прошел в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».

Эдуард Артемьев - композитор, который за полвека поднял электронную музыку до академических высот, известен, в первую очередь, как автор музыки к кинофильмам режиссеров Никиты Михалкова и Андрея Тарковского. Имя Эдуарда Артемьева стоит в титрах более 200 кинокартин. Это сочинение он посвятил выдающемуся российскому хормейстеру Владимиру Минину в преддверии его 90-летия. Артемьев начал писать «Девять шагов к Преображению» еще в 80-е годы прошлого века, но закончив три фрагмента, отложил «в долгий ящик». Весной прошлого года он вернулся к сочинению после почти 30-летнего перерыва. Тогда же, в 2018 году, в Москве состоялась мировая премьера произведения.

"Девять шагов к Преображению" - это несколько вольная интерпретация канонической мессы, здесь нет той аскетичной манеры, которая характерна для этого жанра. Ещё дальше уводит от этого жанра состав исполнителей и музыкальных инструментов, обширный и тоже неканонический: синтезаторы, электрогитары, рок-музыкант, финалист проекта «Голос», солист театра «Градский Холл» Андрей Лефлер, который солирует в паре с лауреатом международных конкурсов Вероникой Погребной-Ляликовой (сопрано).

Сочинение Эдуарда Артемьева было исполнено Ярославским академическим губернаторским симфоническим оркестром (художественный руководитель и главный дирижер народный артист России Мурад Аннамамедов), Московским государственным академическим камерным хором под управлением Владимира Минина, хором Детской хоровой школы «Канцона». Партию органа исполнила лауреат международных конкурсов Маргарита Королёва (Москва).

Год назад, когда состоялась мировая премьера этого произведения, которое автор Э. Артемьев не рискнул назвать «реквиемом» по причине того, что нарушил каноны, Владимир Минин так отозвался об этом произведении (в интервью обозревателю «Новой газеты» Ларисе Малюковой): «В этом творении выражены чувства мятущегося человечества в нашем вздыбленном мире. Современный человек разбирается в техническом прогрессе, но не может осознать глубины падения морали и совести. В этой музыке слышны  страх, боль, одиночество, брошенность маленького человека. А еще наивные иллюзии, мечтания. Все это выражено в столкновении культур — академической и роковой».

Филармонический зал был переполнен, но ярославцы слушали великое произведение, буквально затаив дыхание. Ни звука не доносилось из зрительного зала, ни скрипа кресла, ни шороха программки… Тем неистовее взорвался зал в аплодисментах, когда растаяло эхо последнего аккорда. Зрители бисировали стоя, не желая отпускать музыкантов, и приветствуя 80-летнего композитора Эдуарда Артемьева, который почтил своим присутствием закрытие XXVII фестиваля искусств «Преображение». Заместитель председателя Правительства Ярославской области Максим Авдеев преподнес знаменитому композитору цветы и тепло поблагодарил его, и всех музыкантов от имени всех присутствующих в этот вечер в зале филармонии. Мы преображаемся вместе с вашим «Преображением», отметил Максим Авдеев, и благодарны вам за это за счастье.