Ярославский музей‑заповедник

Состоялась встреча-дискуссия «Маленький, но важный посетитель музея» в рамках Открытого лектория «Культура 2.0»

19.10.2019

В Ярославском музее-заповеднике в рамках специального проекта Санкт-Петербургского международного культурного форума Открытый лекторий «Культура 2.0» состоялась встреча-дискуссия «Маленький, но важный посетитель музея». Приглашенные эксперты, а это руководители и сотрудники различных музейных проектов, предложили собравшимся участникам поговорить о новых формах работы музеев с посетителями, в частности — с детьми. Ярославский регион стал четвертым городом-участником, где состоялись встречи в рамках реализации региональной программы Открытого лектория «Культура 2.0». Подобные выездные сессии уже прошли в Екатеринбурге, Калининграде и Ульяновске.

Участников встречи (а в зале собрались руководители и специалисты государственных, муниципальных и частных музеев, представители библиотечного сообщества), и гостей-экспертов поприветствовала заместитель директора департамента культуры Правительства Ярославской области Юлия Серова. Она отметила, что для Ярославского региона является большой честью стать одной из площадок Санкт-Петербургского культурного форума, и подчеркнула важность и актуальность заявленной экспертами темы разговора:

— Еще Константин Станиславский, заботясь о маленьком зрителе, говорил, что «для детей надо играть как для взрослых, только лучше». Это в полной мере относится и к музейной работе с юными зрителями, потому что именно они завтра станут (или не станут, — это как раз зависит от нас), завтрашними активными посетителями музеев, театров и выставочных залов.

Сегодня музеи не только бережно хранят и изучают многочисленные, драгоценные собрания, но и все чаще становятся образовательными площадками для получения посетителями всех возрастов новых знаний. Как научить ребенка получать удовольствие от общения с музеем? Какие новые формы работы с ними стоит использовать? Своим опытом с участниками встречи делились: руководитель Детского Центра Еврейского музея и центра толерантности Ирина Дворецкая, руководитель Детского центра Музея Москвы Юлия Григорьева, старший научный сотрудник образовательного отдела Дарвиновского музея Любовь Сурина, главный специалист научно-просветительского отдела Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» Римма Газе. Роль модератора дискуссии взял на себя заведующий кафедрой эстетики и этики РГПУ им. Герцена Лев Летягин.

В начале встречи каждый из спикеров рассказал об опыте работы с детьми в тех учреждениях культуры, которые они представляют. Юлия Григорьева, руководитель Детского центра Музея Москвы, рассказала, что детский центр — это пространство, где дети знакомятся с городом, его атмосферой, характером, жителями и возможностями. Форматы этого знакомства — самые разные: лекции, спектакли и даже самые настоящие музейные расследования. Остановилась Юлия Григорьева и на таком моменте, как работа с родителями, которые и приводят детей в музей:

— Попав на выставку, родители зачастую не знают как себя вести, куда смотреть, как построить маршрут, о чем говорить с ребенком на выставке. И в этом нам очень помогают путевые листы музейных путешествий по выставкам. Это позволяет нам привлечь много индивидуальных посетителей.

Разговор продолжила Римма Газе, главный специалист научно-просветительского отдела Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО». Свой рассказ она начала со статистики: в 2018 году центр посетило более 200 тысяч зрителей, и 10 процентов от этого числа — дети.

— Ключевые слова, которые определяют для нас методы работы с детской аудиторией, это: интересно, безопасно, бережно и свободно, — сказала Римма Газе. И далее проиллюстрировала эти принципы на примере проекта «Карл Маркс Пикник». Дети, пришедшие на этот семейный выходной вместе с родителями, были вовлечены в детский маркет, где получили в игровой форме опыт экономических отношений. 

— Наши дети растут вместе с нами, а музей растет вместе с детьми, — заметила Римма Газе, рассказав, что те дети, которые начинают свои визиты в музей с участия в детских студиях, вырастают в настоящих друзей музея, становясь волонтерами в проведении многих программ.

Руководитель Детского Центра Еврейского музея и центра толерантности Ирина Дворецкая основной своей задачей считает развитие творческого мышления у детей. Она рассказала о том, как в их центре проходят выставки изобразительного искусства для детей, и как важны здесь детали — например, развеска картин на уровне полуметра от пола, чтобы произведение искусства оказалось на уровне глаз маленького посетителя. Чтобы увлечь детей посещением музея, в Центре разрабатывается много раздаточных материалов к каждой выставке — это могут быть книги-раскраски, где нужно дорисовывать картины, или карты-квесты «В поисках артефактов». Главное, в чем убеждена Ирина Дворецкая, это что искусство и музеи не должны жить какой-то своей, отдельной жизнью, от жизни детей. 

Интересным оказался и опыт работы с дошколятами в Дарвиновском музее. Об этом подробно рассказала старший научный сотрудник образовательного отдела Дарвиновского музея Любовь Сурина. На базе музея действует настоящая дошкольная академия с разными блоками занятий, рассчитанных на малышей разного возраста.

Выступления были выслушаны с большим вниманием. И хоть немного времени осталось на дискуссию, прозвучавшие из зала вопросы о том, как спроецировать опыт больших городов на жизнь маленьких населенных пунктов, или о том, не испытывают ли столичные музеи конкуренции в борьбе за детскую аудиторию, продемонстрировали большую заинтересованность аудитории.