Музей открыт для посещения. Ознакомьтесь с правилами посещения и временным режимом работы. Подробнее
Ярославский музей‑заповедник

«Открываем новое имя – Леокадия Кашперова» с музыковедом Грэмом Гриффитсом

26.02.2020

25 февраля в Мемориальном доме-музее Л. В. Собинова прошла лекция-встреча английского ученого- музыковеда Грэма Гриффитса «Открываем новое имя — Леокадия Кашперова». Эта встреча стала первой среди памятных мероприятий совместного проекта Ярославля и его побратима английского города Эксетер, посвященного 150-летию со дня рождения композитора и музыканта Л. Кашперовой.

Имя Леокадии Кашперовой, выдающегося исполнителя и композитора, одного из педагогов по фортепиано блистательного Игоря Стравинского, в наши дни практически неизвестно. А ведь она была любимой ученицей Антона Рубинштейна, и — редкий случай! — так вдохновила своего педагога, что он посвятил своей ученице изящное лирическое сочинение, новеллетту, раскрывающую многогранный характер, дар и широту души Леокадии Кашперовой.

Но встреча в Собиновском доме началась все-таки не с рассказа, а с музыки. Ведь именно музыка лучше всяких слов может рассказать о человеке, ее написавшем. Поэтому Грэм Гриффитс, лишь поприветствовав публику, сразу сел к роялю. Он исполнил пьесу Леокадии Кашперовой «Рожь шумит». Едва затихло эхо последнего аккорда, камерный музыкальный зал Собиновского дома взорвался аплодисментами.

Встречу продолжила Наталья Губина, кандидат педагогических наук, много лет посвятившая побратимским связям Ярославля и английского города Эксетер. Она стала одним из инициаторов мероприятий по возвращению памяти Леокадии Кашперовой в России и, конкретно, в Ярославле, так как Леокадия Александровна была уроженкой города Любима, и образ малой родины сопровождал ее на протяжении всей ее жизни. Прежде чем перейти непосредственно к рассказу о жизни и творчестве русского композитора Кашперовой, Наталья Губина напомнила гостям встречи об основных вехах дружеских и деловых взаимоотношений между городами — побратимами Ярославлем и Эксетером. Этим партнерским связям исполнилось уже 30 лет.

Грэм Гриффитс рассказал слушателям, что ему удалось узнать о жизни и творчестве русского композитора и исполнителя Леокадии Кашперовой за несколько лет своей тщательной, кропотливой работы в архивах. Толчком к этой большой работе послужила все лишь сноска с упоминаем ее имени как педагога И. Стравинского в одном из документов. О русском композиторе Грэм Гриффитс рассказывал по-русски, он с большим энтузиазмом и любовью учит русский язык. В частности он рассказал, что от двух имений в Любиме, принадлежавших семье Кашперовых, ничего не осталось. Будучи взрослой, Леокадия Кашперова, живя то в Москве, то в Петербурге, всегда возвращалась в городок своего детства, и это давало ей силы. Леля, как звали ее в детстве, с четырех лет обучалась музыке, и ее невозможно было оторвать от инструмента. Была безмерно одаренной, гастролировала с юных лет, и стала одной из последних учениц Антона Рубинштейна, его любимицей (одним из первых учеников был великий П. Чайковский). В рассказ о Леокадии Кашперовой легко вплетались имена Петра Чайковского, российского виолончелиста и педагога Александра Вержбиловича, которому начинающий композитор Кашперова посвятила свое первое произведение, сонату, и долгое время робела показать сочинение кумиру. Говорили и о художнице Наталье Гончаровой, и о великой княгине Елене Павловне, меценате и ученом, чьи жизненные пути также протянули «нити» между Россией и Англией. Звучала то русская, то английская речь. И, конечно, звучала музыка, сочиненная Леокадией Кашперовой. Грэм Гриффитс — прекрасный, эмоциональный исполнитель.

Эта встреча в мемориальном доме-музее Л. Собинова стала первой, но далеко не последней, в череде многих запланированных мероприятий, посвященных Леокадии Кашперовой.