13 ноября — санитарный день, экспозиции не работают. С 1 ноября вольер с медведицей Машей и смотровая площадка на Звоннице закрыты на зимний сезон. Подробнее
Ярославский музей‑заповедник

Архитектурная коллекция Ярославля

Ярославский музей-заповедник располагает одной необычной «коллекцией», которая насчитывает всего пять «единиц хранения». Это замечательные ярославские храмы XVII столетия – церкви Николы Надеина, Рождества Христова, Ильи Пророка, Иоанна Предтечи и Богоявления. 

Эти храмы являются безусловными шедеврами древнерусского искусства. Все они являются наследием тучного «золотого» века, сосредоточившего в городе огромные богатства, на которые строились и украшались многочисленные церкви. 

За неполный век в Ярославле было построено около 50 каменных церквей, что дало возможность формирования местной школы в древнерусском искусстве и архитектуре, ставшей главным вкладом Ярославля в отечественную художественную культуру.

Наши храмы последовательно представляют всю историю ярославской школы от ее возникновения до последних, избыточно-роскошных образцов. Посадские люди, заказывавшие храмы — и купцы, и приходские сообщества — оставили в них свидетельства художественного вкуса своей эпохи. Такие люди как Н. Г. Первухин и И. А. Тихомиров после 1917 года приложили огромные усилия для того, чтобы уберечь лучшие из ярославских храмов от разрушения, придать им статус памятников и включить в состав музея. Процесс растянулся на десятилетия и каждая церковь прожила в XX столетии свою непростую жизнь. С начала 1950-х гг. начинается их планомерная систематическая реставрация, после чего каждый памятник стал доступен посетителям: с середины 1970-х гг. все они работают в летнее время как объекты музейного показа, а с 1991.года в них проводятся церковные службы.


Церковь Николы Надеина 

Первый посадский храм Ярославля, с него началась история знаменитых ярославских храмов «золотого» XVII века, во многом он послужил для них образцом, ориентируясь в свою очередь на Спасский собор одноименного монастыря. Храм строился в 1621-1622 гг. на средства и по заказу одного из самых богатых людей не только Ярославля, но и всего государства Епифания Андреевича Светешникова, по прозвищу Надея. Это мирское имя и вошло в привычное теперь название церкви. 

Надеинский храм был воспринят как своеобразный памятник Смуте и той роли, которую сыграл Ярославль в освобождении страны от польско-литовских интервентов. Интерьер церкви расписан в 1640 г. артелью мастеров во главе с костромичем Любимом Агеевым. Тема росписи — житие и деяния св. Николая Чудотворца. Это первый и единственный в Ярославле стенописный ансамбль I половины XVII века, ныне находящийся под записью 1882 г. 

Иконостас центрального храма не имеет аналогов в ярославском искусстве. Он сделан в 1751 году в редком для Ярославля стиле барокко по рисунку и при участии основателя русского общедоступного национального театра ярославца Федора Волкова, который был прихожанином этой церкви. За иконостасом, в глубине алтаря, хорошо просматривается великолепная резная надпрестольная сень (1736 г.). 

Церковь Николы Надеина открыта в летнее время как музейная экспозиция.

Церковь Рождества Христова 

Строилась на средства богатой купеческой семьи — Гурьевых-Назарьевых в 1640-е гг. Является типичным ярославским посадским храмом: на высоком подклете группируется сложная композиция из разных объемов, центральный из которых ранее завершался пятиглавием. Уникальность храма в том, что здесь впервые в истории ярославской архитектуры применены поливные изразцы — из них составлена храмозданная летопись, опоясывающая центральный храм. В ней наряду с царем Михаилом Федоровичем и ростовским митрополитом Варлаамом названы имена Дружины и Гурия Назарьевых и трех сыновей Гурия, завершивших строительство. Храм был расписан неизвестными ярославскими мастерами в 1683 году. Иконостас неоднократно менялся, но первоначальные иконы сохранились. Это единственный иконописный храмовый ансамбль Ярославля I половины XVII в. 

Церковь входила в состав усадьбы, которая была обнесена оградой со сложным монументальным сооружением, объединявшим арки проезда Святых ворот, надвратный храм и колокольню (1650-е гг.). Сложная конструкция и композиция, обильный декор с необычными выразительными деталями делают колокольню церкви Рождества Христова уникальным памятником не только ярославской, но и общерусской архитектуры.

Храм Иоанна Предтечи (1671-1687 гг.) 

Задумывался и строился как нечто особенное, «чего прежде никогда не было», поэтому с момента закладки сопровождался большим количеством вкладов и пожертвований, поражая богатством внутреннего убранства и количеством драгоценной утвари. Его грандиозные размеры позволяют ему до сих пор оставаться одной из самых заметных построек в городе.

Внешний вид храма поражает разнообразием декоративных форм. Здесь применены все основные приемы декора русской архитектуры XVII века, среди которых главное место занимает фигурный кирпич. Разнообразие его форм огромно — от скромных профилей до целых фигурных плит: это разнообразные бусины, розетки, валики, косички, колонки разных размеров и форм, дыньки, кокошники и т. д. Эта изощренная каменная краснокирпичная «резьба» прекрасно сочетается с цветными изразцами. 

Монументальная живопись этого памятника относится к лучшим образцам русского искусства XVII века. Храм расписывала ярославская артель из 16 художников с 5 июня 1694 г. по 6 июля 1995 г. Руководили артелью известные ярославские знаменщики Дмитрий Григорьев Плеханов и Федор Игнатьев. В 1700 г. они продолжили роспись северного придела и паперти. Росписи храма не имеют себе равных в мировом искусстве по количеству изображаемых сюжетов (более полутора тысяч). Стены центрального храма разбиты на 8 ярусов (западная стена — на 9), при этом совершенно уникален по содержанию нижний ярус северной и южной стен, где изображены Минеи — все святые православной церкви. Росписи центрального храма посвящены евангельским событиям, а также иллюстрируют житие Иоанна Предтечи, «Песню Песней», на столпах размещаются Деяния Апостолов. Росписи галереи — это бесконечные сцены из Ветхого Завета от сотворения мира до падения Иерихона, на западном крыльце (это главный вход и выход) размещаются подробные иллюстрации Апокалипсиса. Вдоль стен галерей расположены фигурные расписные каменные скамьи, западный, северный и южный входы в центральный храм оформлены удивительной красоты порталами с богатым декором из расписного лекального кирпича.

Изображение церкви помещено на оборотной стороне 1000-рублевой купюры, выпущенной в обращение в 2001 году. В настоящее время храм находится в составе Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника и используется как объект музейного показа.


Храм Ильи Пророка 

Шедевр древнерусской архитектуры и живописи и один из самых узнаваемых символов города — строился в 1647-1650 гг. богатыми купцами братьями Вонифатием и Иоанникием Скрипиными. 

Центральный храм окружен большим количеством разновеликих несимметричных объемов: приделы с севера и юга, колокольня, шатровый придел Положения Ризы (построенный специально для великой святыни, пожалованной Скрипиным в 1650 г. царем Алексеем Михайловичем и патриархом Иосифом — частицы Ризы Господней), галереи и два крыльца. Уникальность Ильинского храма еще и в том, что здесь полностью сохранилось художественное убранство, принадлежащее по праву к вершинам древнерусского искусства. Главная его часть — удивляющие своей сохранностью подлинные росписи XVII века, сохранившие свежесть и яркость красок. Центральный храм был расписан за неполные три летних месяца 1680 г. артелью из 15 живописцев под руководством «изографов града Костромы» Гурия Никитина и Силы Савина. Темы росписей — евангельские события, деяния апостолов, житие и деяния пророка Ильи и его ученика пророка Елисея. В составе последнего цикла на южной стене находится знаменитая фреска «Жатва», без которой не обходится ни одно издание о Ярославле. Обращают на себя внимание огромные образы святых на столпах храма, среди которых соименные святые храмоздателей — св. мученик Вонифатий и преподобный Иоанникий Великий в вечном за них молении.

Золоченый иконостас пышной резьбы появился здесь в 1696 году. Составляющие его иконы являются безусловными шедеврами древнерусского искусства, особенно иконы нижнего местного яруса, большая часть которых приписывается выдающемуся иконописцу XVII века Федору Зубову (храмовый образ Ильи Пророка, Благовещение, Вознесение и др.) Сейчас церковь Ильи Пророка находится в совместном использовании Ярославского музея-заповедника и Ярославской епархии.

 

Церковь Богоявления 

Возведена в 1684-1693 гг. на средства и по заказу богатого купца, члена «гостиной сотни» Алексея Зубчанинова. Строится на месте предыдущего деревянного храма XVI века в непосредственной близости от Спасо-Преображенского монастыря и на его земле. Храм до сих пор играет важную роль в архитектурном ансамбле набережной реки Которосли, вместе с монастырским ансамблем фланкируя въезд в город со стороны Москвы. 

По архитектурно-художественным характеристикам церковь для Ярославля является единственной в своем роде — бесстолпный храм с сомкнутым четырехчастным сводом. Изменения в конструкции повлекли за собой изменения в композиции, декоративном убранстве, в системе росписи. Главным украшение храма стали многоцветные поливные изразцы. По их количеству и характеру применения церковь Богоявления — абсолютно уникальный памятник даже в «многословной» архитектуре Ярославля XVII века. 

В течение истории церковь Богоявления изменила лишь форму боковых глав — с луковичных на барочную (первоначальные восстановлены в 1950-хх гг.). Один раз в году становилась главным храмом города — в престольный праздник Богоявления или Крещения Господня. Именно у этого храма на реке Которосли устраивалась главная городская Иордань и проходило главное богослужение. Закрыта в 1926 году. Ныне находится в совместном использовании Ярославского музея-заповедника и Русской Православной церкви. Сохранились фрески и иконостас конца XVII века.


Спасо-Преображенский собор

Самые древние городские постройки сохранились на территории бывшего Спасо-Преображенского монастыря, в котором с 1959 года располагается Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. (Заметим в скобках, что из первоначальной истории города на улицах Ярославля не осталось ничего, древнейшие сохранившиеся здания относятся лишь к началу XVI века). Спасо-Преображенский монастырь — древнейшее историко-культурное образование северо-восточной Руси. Основанный в начале XIII века как загородный форпост Ярославля, он хранит множество событий истории, произведений искусства и архитектуры, мыслей и поступков людей, запечатленных в памятниках истории и культуры. Достаточно назвать события 1612 г., когда Ярославль временно становится столицей русского государства (ополчение Минина и Пожарского, чеканка государственной монеты, пребывание здесь правительства Руси «Совета всея земли»), обретение здесь древнейшего произведения древнерусской литературы «Слова о полку Игореве», уникальные фрески Спасо-Преображенского собора, создававшиеся по заказу Ивана IV Грозного и т. д. 
Архитектурный ансамбль монастыря, сложившийся в XVI-XIX вв., относится к числу лучших творений древнерусского искусства. Учитывая то, что в Ярославле не сохранился Кремль и древний Успенский собор на Стрелке, архитектурный ансамбль Спасо-Преображенского монастыря сейчас является древнейшим историческим ядром города. Именно его памятники в значительной степени формируют образ Ярославля как символа русского средневекового города, центра государственности и культуры. 
Самое древнее здание города — Спасо-Преображенский собор, освященный в 1516 году и занимающий центральное место на территории монастыря. Главная достопримечательность собора — его росписи выдающихся художественных достоинств, которые были выполнены в 1563-1564 гг. московскими и ярославскими мастерами. Это единственный в стране памятник монументальной живописи эпохи Ивана Грозного, сохранивший точную дату росписи и имена мастеров.